РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКИ
Клепикова Алеся Владимировна, педагог-психолог Бурнакский филиал МБОУ "Жердевская средняя общеобразовательная школа N2"
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к развитию сенсорного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с использованием художественных материалов и техник. Описаны особенности сенсорного развития у детей с различными видами нарушений, такие как двигательные, зрительные и когнитивные. Рассмотрены методы арт-терапии, использование материалов с различными текстурами и сенсорной стимуляции, направленные на формирование сенсорной интеграции и развитие креативных способностей у детей с ОВЗ. Подчеркивается важность индивидуального подхода в работе педагога-психолога и взаимодействия с родителями и педагогами.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, сенсорное восприятие, арт-терапия, сенсорная интеграция, художественные техники, педагог-психолог.
Сенсорное восприятие играет важную роль в процессе познания и адаптации ребенка к окружающему миру. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) это особенно важно, так как сенсорные нарушения могут существенно влиять на их когнитивное, эмоциональное и физическое развитие. Современные подходы к обучению и коррекции таких детей активно используют методы сенсорной интеграции и арт-терапии, основанные на взаимодействии детей с художественными материалами и техниками. Эти методы не только способствуют улучшению сенсорных навыков, но и развивают креативность, коммуникативные способности и уверенность в себе.
Особенности сенсорного восприятия у детей с ОВЗ
1. Влияние нарушений на сенсорное восприятие
Дети с ОВЗ могут иметь различные формы нарушений сенсорного восприятия, которые влияют на их способность воспринимать и обрабатывать информацию. Например, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут испытывать трудности с тактильными ощущениями и координацией движений. Дети с нарушениями зрения или слуха могут иметь трудности с восприятием зрительных или звуковых стимулов, что затрудняет их ориентацию в пространстве и восприятие окружающей среды.
Некоторые дети могут страдать от гиперсензитивности — повышенной чувствительности к сенсорным стимулам, что вызывает у них дискомфорт от яркого света, громких звуков или прикосновений. Другие дети, напротив, могут проявлять гипосензитивность — снижение чувствительности к стимулам, что затрудняет адекватную реакцию на внешние раздражители.
Сенсорные нарушения у детей с ОВЗ часто сопровождаются когнитивными и эмоциональными трудностями, такими как нарушение внимания, тревожность, задержка в развитии речи и моторных навыков. Поэтому работа по развитию сенсорного восприятия должна учитывать специфику каждого ребенка и включать комплексный подход.
2. Значение сенсорной интеграции
Сенсорная интеграция — это процесс обработки информации, поступающей от органов чувств, и формирования на ее основе адекватных реакций. У детей с ОВЗ этот процесс может быть нарушен, что затрудняет их взаимодействие с окружающей средой и социализацию. Одним из эффективных методов коррекции сенсорных нарушений является использование различных художественных материалов и техник, которые помогают развивать сенсорные системы через взаимодействие с объектами различных форм, текстур и цветов.
Развитие сенсорного восприятия через творчество помогает детям лучше понимать свои ощущения, управлять ими и адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Художественные техники позволяют детям выразить свои эмоции и переживания через рисунки, лепку и другие виды творчества, что помогает не только развивать сенсорные навыки, но и улучшать эмоциональное состояние ребенка.
Арт-терапия как метод сенсорного развития
1. Принципы арт-терапии
Арт-терапия — это метод психотерапии, направленный на использование художественного творчества для улучшения психоэмоционального состояния ребенка. Основными принципами арт-терапии являются свобода самовыражения, отсутствие жестких правил и акцент на процесс, а не на результат. Для детей с ОВЗ это особенно важно, так как творчество дает им возможность проявить себя, несмотря на ограничения, связанные с их состоянием.
Арт-терапия способствует развитию не только сенсорного восприятия, но и таких навыков, как мелкая моторика, концентрация внимания, воображение, самооценка и коммуникативные способности. Важным элементом этого метода является возможность использовать различные художественные материалы, такие как краски, пластилин, глина, которые обеспечивают богатую сенсорную стимуляцию.
2. Использование художественных материалов
Для развития сенсорного восприятия важно использовать материалы с различными текстурами и свойствами. Вот несколько примеров художественных материалов и их влияния на сенсорное восприятие:
- Краски и кисти. Рисование и раскрашивание развивают зрительное восприятие (различение цветов, форм), тактильные ощущения (контакт кисти с бумагой), координацию "глаз-рука". Для детей с ОВЗ рисование может стать способом выразить свои эмоции и страхи, что способствует улучшению эмоционального состояния.
- Глина и пластилин. Лепка развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, стимулирует осязание и координацию движений. Дети учатся воспринимать форму и текстуру материалов, что помогает развивать тактильное восприятие и пространственное мышление.
- Природные материалы. Работа с природными материалами, такими как листья, ветки, камни, развивает сенсорное восприятие через взаимодействие с различными текстурами и формами. Этот подход помогает детям с ОВЗ лучше осознавать окружающий мир и адаптироваться к его изменчивости.
- Песочная терапия. Песок предоставляет детям возможность исследовать разные тактильные ощущения, рисовать и строить фигуры. Работа с песком помогает развивать воображение, внимание и концентрацию, а также стимулирует сенсорные системы через контакт с мягкой текстурой.
Развитие сенсорного восприятия через художественные техники
1. Сенсорные упражнения
Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ включает проведение упражнений, направленных на развитие сенсорного восприятия через взаимодействие с художественными материалами. Вот несколько примеров таких упражнений:
- "Чувствительные руки". Детям предлагается ощупывать различные материалы (мягкие, жесткие, гладкие, шероховатые) и описывать свои ощущения. Это помогает развивать тактильное восприятие и учит детей различать текстуры.
- "Мир цветов". Детям предлагается рисовать красками, экспериментировать с цветами и формами, что способствует развитию зрительного восприятия и координации.
- "Лепка форм". Упражнения с глиной или пластилином помогают развивать тактильные ощущения и мелкую моторику. Дети учатся создавать формы, воспринимать объем и структуру объектов.
2. Техники арт-терапии для сенсорного развития
Педагог-психолог может использовать следующие техники арт-терапии для развития сенсорного восприятия у детей с ОВЗ:
- Коллажирование. Создание коллажей с использованием различных материалов (бумага, ткань, природные элементы) помогает развивать зрительное и тактильное восприятие, стимулирует воображение и креативность.
- Рисование пальцами. Работа с красками без кистей стимулирует тактильные ощущения, способствует сенсорной интеграции и развивает координацию движений.
- Создание арт-объектов из природных материалов. Этот метод позволяет детям работать с различными текстурами и формами, что способствует развитию сенсорных и когнитивных навыков.
Для успешного развития сенсорного восприятия у детей с ОВЗ важна не только работа с детьми, но и взаимодействие с их родителями и педагогами. Педагог-психолог должен объяснить взрослым важность сенсорной стимуляции и творчества в развитии ребенка, а также обучить их техникам, которые можно использовать в домашних условиях.
Родители могут продолжать занятия по сенсорному развитию дома, используя предложенные педагогом упражнения и материалы. Например, они могут создавать простые упражнения для развития тактильного восприятия или организовывать занятия по рисованию. Педагоги в школе также могут интегрировать элементы сенсорной интеграции в учебный процесс, например, через уроки труда, рисования или лепки.
В заключение можно отметить, что развитие сенсорного восприятия у детей с ОВЗ является важной задачей в их комплексной коррекционно-развивающей работе. Использование художественных материалов и техник, а также методов арт-терапии способствует улучшению сенсорных навыков, когнитивных способностей, эмоционального состояния и социальной адаптации детей с ОВЗ. Педагог-психолог играет ключевую роль в процессе диагностики, выбора методик и организации взаимодействия с родителями и педагогами. Эффективное развитие сенсорного восприятия через творчество требует индивидуального подхода к каждому ребенку и использования комплексных методов, направленных на стимуляцию всех сенсорных систем.
Список литературы
1.Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Медведева Е.А. Эмоционально-художественное общение как технология развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в младенчестве и раннем возрасте // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ: сб. научн. ст. по материалам региональной научно-практической конференции (11-12 апреля 2018 г.) / Сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова, А.С. 3.Павлова, А.В. Миронова. - М.: ПАРАДИГМА, 2018.
3.Панченко А. В., Мамедова Л. В. Особенности сенсорного развития детей с ОВЗ // Современное педагогическое образование, 2023. – 6 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат