Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Проектная деятельность как способ углубленного изучения русской литературы. Работа №71304

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Проектная деятельность как способ углубленного изучения русской литературы
Работа:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Маслова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы

МАОУ "Толмачевская СОШ № 61", Новосибирская область, с. Толмачево

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проектная деятельность как эффективный метод углубленного изучения русской литературы в школьном курсе. Подчеркивается важность активного участия учащихся в создании собственных проектов, что способствует развитию критического мышления, креативности, исследовательских навыков и коммуникативных умений. Описываются различные формы проектной работы, подходящие для изучения литературных произведений, а также результаты внедрения проектного метода в практику преподавания. Статья также предлагает конкретные рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы.

Ключевые слова: проектная деятельность, русская литература, критическое мышление, исследовательские навыки, литературное творчество, школьное обучение.

 

Современное образование требует от учащихся не только обширных знаний, но и умения применять их на практике. В условиях образовательной реформы важно находить новые методы, способствующие глубокому пониманию материала. Одним из таких методов является проектная деятельность, позволяющая ученикам самостоятельно исследовать, анализировать и интерпретировать литературные произведения. Проектный метод обладает уникальной способностью вовлекать учащихся в активный процесс обучения, заставляя их стать не просто сторонними наблюдателями, а полноценными участниками учебного процесса.

Суть проектной деятельности заключается в том, что ученики самостоятельно ставят перед собой задачу, исследуют тему, создают продукт, который затем представляют для обсуждения. Это может быть как отдельный литературный проект, так и комплексная работа, включающая различные аспекты анализируемого произведения, его исторического контекста и культурной значимости.

Проектная деятельность позволяет учащимся развивать критическое мышление путем анализа литературы с различных точек зрения. Учащиеся учатся задавать вопросы, искать на них ответы, сравнивать различные интерпретации и обсуждать их. Например, при исследовании романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» младшие школьники могут рассмотреть не только сюжет, но и философские идеи автора, провести параллели с современными моральными вопросами.

Работа над проектом предполагает более глубокое и всестороннее освоение произведения. Учащиеся могут исследовать биографию автора, его творческую эволюцию и влияние на литературу. Например, при создании проекта о поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» учащиеся могут изучить не только текст, но и элементы фольклора, которые послужили основой для написания произведения.

Проектная деятельность способствует развитию умений эффективно коммуницировать с другими. Учащиеся учатся работать в команде, готовить презентации, обсуждать результаты своей работы. Это не только улучшает их навыки общения, но и формирует уверенность в себе при выступлениях перед аудиторией.

Формы проектной работы.

Индивидуальные проекты позволяют ученикам глубже сосредоточиться на интересующей их теме. Например, учащийся может самостоятельно исследовать творчество одного из русских поэтов, такими как М. Цветаева или А. Блок, и представить результаты своего исследования в виде презентации или художественного произведения.

Групповые проекты обучают сотрудничеству и распределению ролей. Это может быть создание литературного журнала, в котором каждая группа отвечает за разные разделы: рецензии на книги, интервью с «авторами», статьи о литературных течениях. Такие проекты способствуют обмену мнениями и помогают учащимся увидеть разные стороны литературного произведения.

Использование технологий в проектной деятельности открывает новые возможности для обучения. Учащиеся могут создавать видеоролики, анимации, интерактивные презентации, что делает процесс изучения литературы более увлекательным. Например, группа может создать видеоролик о герое повести Н. Гоголя «Шинель», как способ выразить свои чувства и понимание текста через визуальные образы.

Примеры успешных проектов. Исследование женских образов в русской литературе.

Один из успешных проектов предполагает исследование женских образов в произведениях русских классиков. Учащиеся группами изучают ключевых женских персонажей у Толстого, Достоевского и Чехова и создают сравнительный анализ, что позволяет углубиться в темы феминизма и социальной справедливости.

Литературный вечер. Организация литературного вечера, на котором учащиеся могут презентовать свои проекты, читают стихи, инсценируют фрагменты любимых произведений. Это не только способ представить результаты работы, но и хороший способ взаимодействия с родителями и учителями, укрепляющий школьное сообщество.

Проектная деятельность в изучении русской литературы способствует активному вовлечению учащихся в образовательный процесс, развитию их критического мышления, креативности, а также коммуникативных навыков. Учащиеся, участвующие в проектной деятельности, лучше усваивают материал и проявляют больший интерес к литературе, что, в свою очередь, формирует у них любовь к чтению и повышает уровень читательской грамотности.

Несмотря на возможные сложности в организации проектной работы, результаты, как правило, превышают затраты времени и усилий. Поэтому важно, чтобы учителя русского языка и литературы использовали проектный метод как один из основных инструментов в своей практике.

Таким образом, проектная деятельность может стать мощным инструментом для глубинного изучения русской литературы, обеспечивая всестороннее развитие учащихся и формируя у них необходимые навыки для успешного обучения и жизни в современном мире.

В современных условиях проектная деятельность имеет особое значение в образовании, особенно в области изучения литературы. Она не только обогащает знания учащихся, но и формирует их как личностей, способных мыслить самостоятельно и критически. Применяя проектные методы в учебном процессе, учитель русского языка и литературы помогает своим ученикам сделать чтение и изучение литературных произведений увлекательным, осмысленным и значимым процессом.

 

Список литературы

Мусаева Лиана

Селимсолдовна

,

Сельмурзаева

Хеди

Рамзановна

Разработка проектных технологий в преподавании русского языка: подходы и принципы обучения // Современное педагогическое образование. 2022. №6. https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-proektnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-podhody-i-printsipy-obucheniya.

Россолова О.А., Галактионова П.В. Создание условий проектной деятельности в учебном процессе // Современное педагогическое образование.

2020. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-usloviy

-proektnoy-deyatelnosti-v-uchebnom-protsesse.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×