МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кривенцева Юлия Ивановна, учитель музыки
МАОУ средняя общеобразовательная школа №142
Аннотация: В статье рассматриваются различные методы повышения мотивации учащихся на уроках музыки в начальной школе. Описываются ключевые подходы к созданию интереса к предмету и вовлечению детей в активное музыкальное творчество. Подчеркивается важность индивидуального подхода к каждому ученику, использование игровых методов и внедрение технологий, способствующих развитию интереса к музыке и активному участию в учебном процессе.
Ключевые слова: мотивация, уроки музыки, начальная школа, индивидуальный подход, игровые методы, технологии, творческое развитие.
Мотивация учащихся начальной школы является одним из важнейших факторов, влияющих на успех обучения на уроках музыки. В этом возрасте дети восприимчивы к ярким, эмоционально насыщенным формам деятельности, однако нередко у них возникает потеря интереса к регулярным урокам, особенно если учебный процесс строится на однообразных упражнениях и теоретических заданиях. Задача учителя музыки – не только обучать базовым музыкальным навыкам, но и развивать у детей любовь к музыке и желание заниматься ею дальше. В этой статье будут рассмотрены методы, которые могут помочь повысить мотивацию детей к обучению на уроках музыки.
Одним из главных методов повышения мотивации является использование игровых форм обучения. Игры на уроках музыки помогают не только удерживать внимание детей, но и вовлекают их в активную деятельность. Например, игра «Угадай мелодию» может использоваться для обучения слуховому восприятию и ритмике, а коллективные игры на повторение ритмических фраз или мелодий развивают музыкальную память и внимание. Играя, дети меньше боятся сделать ошибку и легче воспринимают сложный музыкальный материал. Важно, чтобы игровые элементы присутствовали на каждом этапе урока: начиная с разминки и заканчивая повторением и закреплением пройденного материала.
Не менее важным является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учителю музыки важно учитывать особенности каждого ученика, его интересы и способности. Некоторые дети могут с большим интересом исполнять песни, другие предпочитают играть на музыкальных инструментах, а третьи испытывают удовольствие от движения под музыку. Учитель должен предлагать разнообразные формы деятельности, чтобы каждый ученик мог проявить свои сильные стороны. Например, одному ребенку можно предложить стать ведущим в хоровом исполнении, другому – сыграть на ударных инструментах, а третьему – придумать музыкальный аккомпанемент к стихотворению. Индивидуальный подход помогает не только поддерживать интерес к урокам, но и способствует развитию у детей уверенности в своих силах.
Важным аспектом мотивации является создание положительной атмосферы на уроках музыки. Психологический климат, в котором ребенок чувствует себя уверенно и свободно, напрямую влияет на его желание учиться. Поддержка и похвала со стороны учителя помогают преодолеть страх перед неудачами и мотивируют учеников к дальнейшим достижениям. Важно, чтобы каждая маленькая победа на уроке сопровождалась положительной оценкой, будь то успешное исполнение мелодии или точное попадание в ритм. Также важно создавать ситуации успеха, где дети могут продемонстрировать свои достижения перед классом. Например, можно организовать небольшие музыкальные выступления на уроке, где каждый ребенок исполнит свою часть музыкального произведения. Это развивает чувство ответственности и способствует повышению мотивации к занятиям.
Современные технологии также могут стать мощным инструментом для повышения интереса к музыке. Использование интерактивных приложений и мультимедийных материалов позволяет сделать уроки более разнообразными и динамичными. Например, можно использовать приложения для создания и записи музыки, что позволяет детям почувствовать себя композиторами и исполнителями. Также современные технологии позволяют интегрировать аудио- и видеоматериалы, что делает изучение музыкальных произведений более увлекательным. Учитель может демонстрировать детям фрагменты из известных музыкальных произведений, документальные фильмы о композиторах или записи выступлений мировых звезд. Это помогает детям глубже погружаться в мир музыки и видеть её разнообразие и многообразие.
Также стоит отметить важность коллективной деятельности. Учащиеся начальной школы с удовольствием участвуют в коллективных проектах, где каждый может внести свой вклад в общее дело. Это может быть хоровое исполнение, игра на музыкальных инструментах в ансамбле или создание музыкального спектакля. Совместная деятельность помогает детям почувствовать себя частью команды, развивает навыки сотрудничества и коммуникации, а также повышает ответственность за общий результат. Коллективные проекты особенно полезны для развития мотивации, так как дети видят конкретный результат своих усилий и получают положительную обратную связь не только от учителя, но и от сверстников.
Одним из эффективных методов повышения мотивации является вовлечение учеников в процесс сочинения музыки. Создание собственных мелодий или музыкальных фраз позволяет детям проявить своё творчество и испытать радость от самостоятельного музыкального творчества. Сочиняя музыку, дети учатся выражать свои эмоции и чувства через звук, что способствует развитию их эмоциональной сферы. Учитель может предложить детям написать короткие мелодии для определенного настроения или события, сочинить аккомпанемент к стихотворению или придумать ритмическую структуру для новой песни. Такое творческое задание не только развивает музыкальные способности, но и формирует у детей уверенность в своих силах, что напрямую влияет на мотивацию к дальнейшему обучению.
Не стоит забывать о важности обратной связи с родителями. Родители играют ключевую роль в формировании интереса к музыке у ребенка. Учитель может организовать регулярные встречи с родителями, чтобы обсудить успехи и достижения детей, а также предложить им методы поддержки музыкальных занятий дома. Совместные выступления для родителей, участие в школьных концертах и музыкальных конкурсах могут стать дополнительным стимулом для развития интереса к музыке. Важно, чтобы родители видели успехи своих детей и поддерживали их интерес к музыкальным занятиям.
Таким образом, повышение мотивации на уроках музыки в начальной школе требует комплексного подхода. Учителю необходимо использовать разнообразные методы: игровые формы, индивидуальный подход, современные технологии, коллективную деятельность и творческое самовыражение. Важно создать на уроках позитивную и поддерживающую атмосферу, где каждый ученик чувствует себя комфортно и уверен в своих силах. Это позволит не только повысить интерес к музыке, но и сформировать у детей любовь к этому искусству, которая останется с ними на всю жизнь.
Список литературы
Гао
Ю. Методы повышения мотивации учащихся на уроках музыки в начальной школе. УО [Интернет]. 25 ноябрь 2022 г. [цитируется по 29 сентябрь 2024 г.];12(10):78-82. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/628
Ларичева М.В. Мотивация к творческой деятельности младших школьников на уроках музыки: постановка проблемы // Символ науки. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-k-tvorcheskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-muzyki-postanovka-problemy (дата обращения: 29.09.2024).
Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр. — М.: Просвещение, 2016. — 105 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат