Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Применение креативных заданий для развития музыкальных способностей". Работа №71316

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Применение креативных заданий для развития музыкальных способностей"
Работа:

ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Кривенцева Юлия Ивановна, учитель музыки

МАОУ средняя общеобразовательная школа №142

 

Аннотация: В статье рассматривается использование креативных заданий на уроках музыки для развития музыкальных способностей школьников. Приводятся примеры различных форм творческой деятельности, направленных на развитие музыкального слуха, ритма, мелодического восприятия и эмоциональной отзывчивости учащихся. Описаны методы, способствующие вовлечению детей в активное музыкальное творчество и повышению их интереса к музыке.

Ключевые слова: музыкальные способности, креативные задания, уроки музыки, творческое развитие, ритм, слух, мотивация.

 

Формирование и развитие музыкальных способностей школьников является одной из ключевых задач учителя музыки. Важно, чтобы учащиеся не просто осваивали технические и теоретические аспекты музыкального искусства, но и раскрывали свои творческие способности, становились активными участниками музыкального процесса. Для этого в педагогической практике применяются различные формы творческой деятельности и креативные задания, которые помогают детям развивать музыкальный слух, чувство ритма, воображение и эмоциональную отзывчивость. Применение таких заданий способствует не только развитию музыкальных навыков, но и формированию у учащихся любви к музыке и интереса к её изучению.

Одним из основных видов креативных заданий на уроках музыки являются задания на импровизацию. Импровизация – это создание музыкального произведения в момент его исполнения, что требует от ученика активного участия и полного погружения в процесс. На начальном этапе можно предложить детям простые ритмические и мелодические импровизации, которые не требуют специальных навыков. Например, учитель задает ритмический рисунок, а учащиеся должны повторить его с использованием ударных инструментов или собственного голоса. Это упражнение помогает развивать чувство ритма и координацию, а также учит детей выражать свои эмоции через звук. Постепенно можно усложнять задания, вводя импровизацию на заданную тему или мелодию, что поможет развить мелодическое восприятие и способность к музыкальному творчеству.

Креативные задания могут включать работу с музыкальными ассоциациями. Музыка, как искусство, тесно связано с эмоциями, образами и настроениями, и одно из важных умений для юных музыкантов – это способность передавать эти образы через музыку. Учитель может предложить детям прослушать музыкальное произведение и попытаться описать свои ощущения, эмоции и ассоциации, которые возникли при его прослушивании. Это задание развивает воображение и помогает детям лучше понимать, как музыка может выражать различные состояния. В дальнейшем учащиеся могут попытаться передать свои эмоции через собственное исполнение или даже сочинение коротких музыкальных фрагментов, что способствует развитию их творческих способностей.

Еще одной эффективной формой креативных заданий является сочинение музыкальных произведений. Это могут быть как простые мелодии, так и более сложные композиции с использованием ритмических и гармонических элементов. Важно дать детям свободу в выборе средств музыкального выражения и поддерживать их инициативу, даже если их первые сочинения будут не совсем точны с точки зрения теории музыки. Основная цель – развить у учащихся уверенность в своих силах и желание продолжать музыкальные эксперименты. Примером может служить задание на сочинение мелодии для известной детской песни с использованием другого ритма или тональности. Такое упражнение помогает детям осознать важность структуры и выразительных средств в музыке, а также развивает чувство формы.

Творческая работа с ритмом также является важной частью музыкального образования. Для этого можно использовать ритмические игры и задания, которые развивают у детей чувство времени, темпа и координацию. Например, учитель может предложить детям создать собственный ритмический рисунок с помощью хлопков, топота или ударных инструментов. Важно, чтобы это было не просто механическое повторение ритма, а осознанное создание музыкальной фразы, которая могла бы выразить определенные эмоции или состояние. Такие упражнения помогают школьникам не только развивать ритмическое восприятие, но и учат их взаимодействовать с окружающими, участвуя в коллективных музыкальных играх.

Использование креативных заданий помогает также улучшить слуховые способности учащихся. Задания на распознавание мелодий, ритмов, тембров и инструментов способствуют развитию музыкального слуха и обогащают музыкальный опыт школьников. Одним из интересных приемов является игра «Угадай инструмент», в которой дети должны на слух определить, какой инструмент играет, а затем описать его характерные особенности. Такое упражнение развивает слуховое внимание и учит различать тембры и звуковые оттенки, что является важной частью музыкального восприятия.

Креативные задания могут включать и работу с текстом. Например, можно предложить детям написать текст для музыкального произведения или подобрать музыку для уже существующих стихов. Это задание помогает развивать чувство ритма, мелодии и текста, а также учит детей воспринимать музыку как способ выражения не только звуков, но и смыслов. Кроме того, такие упражнения способствуют развитию креативного мышления, так как учащиеся должны самостоятельно находить решения и сочетания музыкальных и словесных элементов.

Не стоит забывать и о коллективных творческих заданиях. Ансамблевое музицирование и работа в группе помогают школьникам развивать навыки взаимодействия и ответственности. При этом важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою значимость в общем музыкальном процессе. Например, учитель может предложить детям разучить несложное произведение и затем попробовать исполнить его в разных вариантах: изменить темп, ритм, добавить элементы импровизации. Это задание учит детей работать в команде, принимать коллективные решения и уважать вклад каждого участника в общий результат.

Важным аспектом применения креативных заданий является создание положительной атмосферы на уроках музыки. Учитель должен поддерживать творческую инициативу детей, поощрять их за старания и успехи, создавать условия для свободного самовыражения. Важно, чтобы креативные задания не вызывали у учащихся чувства страха перед ошибками или неудачами, а, наоборот, стимулировали их к поиску новых решений и развитию своих способностей.

Таким образом, креативные задания на уроках музыки играют важную роль в развитии музыкальных способностей школьников. Они помогают учащимся раскрывать свои творческие возможности, учат их воспринимать музыку как искусство, выражающее эмоции и смыслы, и развивают важные музыкальные навыки: слух, чувство ритма, мелодическое восприятие. Использование креативных заданий способствует формированию у детей интереса к музыке и мотивации к её дальнейшему изучению.

 

Список литературы

 

Гильванова

Э.А. Применение интерактивных технологий в процессе креативного образования школьников на уроках музыки // Наука, образование и культура. 2016. №12 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-interaktivnyh-tehnologiy-v-

protsesse-kreativnogo-obrazovaniya-shkolnikov-na-urokah-muzyki (дата обращения: 29.09.2024).

Никешина

Н.И. Развитие креативности на уроках музыки в начальной школе средствами педагогики искусства в рамках требований ФГОС // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-na-urokah-muzyki-v-nachalnoy-shkole-sredstvami-pedagogiki-iskusstva-v-ramkah-trebovaniy-fgos (дата обращения: 29.09.2024).

Чернышова

, Е. М. Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий / Е. М.

Чернышова

, Л. А. Архангельская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69781/ (дата обращения: 29.09.2024).

Юшкова А.А. Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/art

icle/2016022963 (дата обращения:

29.09.2024 )

.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×