Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Применение геоинформационных технологий на уроках географии". Работа №71332

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Применение геоинформационных технологий на уроках географии"
Работа:

Применение геоинформационных технологий на уроках географии

 

Тараскина Евгения Михайловна, учитель географии

МБОУ Лицей №103 «Гармония»

 

Аннотация. В статье рассматривается роль и значение геоинформационных технологий (ГИС) в обучении географии. Применение ГИС на уроках географии не только улучшает качество преподавания, но и развивает у учащихся навыки работы с современными информационными технологиями. Описаны основные возможности геоинформационных систем, их практическое использование в образовательной деятельности, а также предложены примеры уроков с применением ГИС. Акцентируется внимание на интеграции ГИС в учебный процесс для повышения интереса школьников к географии и углубленного изучения пространственных данных.

Ключевые слова: геоинформационные технологии, ГИС, уроки географии, пространственные данные, интерактивные карты, обучение.

 

Геоинформационные технологии (ГИС) стали неотъемлемой частью современного образования, особенно на уроках географии, где пространственные данные играют ключевую роль. Применение ГИС в образовательном процессе позволяет не только наглядно продемонстрировать географические явления, но и вовлечь школьников в активное исследование мира через работу с картами и пространственными данными. Геоинформационные технологии открывают новые возможности для глубокого понимания географических процессов, анализа и обработки информации, а также позволяют создавать индивидуальные и коллективные проекты, что способствует развитию у школьников критического мышления и пространственного восприятия.

Одним из главных преимуществ ГИС на уроках географии является возможность визуализации сложных пространственных явлений и взаимосвязей. Например, учащиеся могут самостоятельно исследовать изменение климатических поясов, наблюдать за миграцией животных или изучать изменения в ландшафтах под воздействием человеческой деятельности. С помощью интерактивных карт и данных ГИС школьники могут увидеть реальные изменения в окружающей среде, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным. Таким образом, ГИС позволяет не только представить абстрактные понятия наглядно, но и активизировать познавательную деятельность учащихся.

Примером использования ГИС на уроках может служить изучение темы «Климат и его изменения». Учитель может предложить учащимся исследовать с помощью ГИС данные о температурных изменениях в различных регионах мира за последние десятилетия. Работая с картами, школьники смогут увидеть, как глобальное потепление влияет на различные части планеты, и обсудить последствия этих изменений для экосистем и человеческой деятельности. Такой подход не только развивает экологическое сознание, но и формирует у школьников умение анализировать пространственные данные и делать выводы на основе их анализа.

Геоинформационные технологии также помогают учащимся лучше понять динамические процессы в географии, такие как миграция населения, распространение природных катастроф или изменение границ государств. Используя ГИС, можно наглядно показать, как изменялась плотность населения в различных регионах в результате миграционных потоков или какие изменения претерпевает Земля в результате землетрясений, наводнений или ураганов. Например, при изучении темы «Природные катастрофы», учащиеся могут создать карту землетрясений или ураганов за последние несколько лет, что позволит им наглядно увидеть, в каких регионах эти явления наиболее часты и как они влияют на жизнь людей.

Проектная деятельность с применением ГИС даёт учащимся возможность не только изучать географические процессы, но и разрабатывать собственные исследования. Например, учитель может предложить школьникам создать карту зелёных зон города, в которой они будут отмечать парки, скверы и другие природные объекты. Это задание не только развивает у школьников навыки работы с картографическим материалом, но и учит их анализировать урбанистическое пространство с точки зрения экологии. Учащиеся могут обсудить, насколько зелёные зоны города соответствуют требованиям устойчивого развития, а также предложить свои идеи по улучшению городской среды.

Геоинформационные технологии также могут быть полезны для изучения истории, геополитики и экономической географии. Например, учащиеся могут исследовать изменение государственных границ на карте, используя ГИС, или изучить, как изменение природных ресурсов повлияло на экономическое развитие тех или иных стран. На уроке, посвящённом изучению природных ресурсов, можно предложить учащимся создать карту месторождений нефти, газа, золота или других полезных ископаемых. Работая с такими данными, учащиеся не только лучше усваивают материал, но и учатся понимать, как ресурсы распределены на планете и как это влияет на экономику и политику.

Использование ГИС также способствует развитию навыков самостоятельного исследования и критического мышления. Учитель может задавать учащимся вопросы, на которые они должны найти ответы, используя данные ГИС. Например, почему в одних регионах мира преобладает пустынный ландшафт, а в других — лесной? Какие факторы влияют на это распределение? Такие вопросы заставляют школьников анализировать данные, делать собственные выводы и развивать навыки поиска информации. ГИС помогает увидеть взаимосвязи между природными и антропогенными процессами, что особенно важно в условиях глобальных экологических проблем.

На практике использование ГИС в школе может быть разнообразным. Например, учитель может предложить учащимся сравнить карты растительности или осадков различных регионов мира, чтобы лучше понять климатические различия. Также можно исследовать изменение урбанизированных территорий за последние десятилетия, чтобы проанализировать, как растут мегаполисы и как это влияет на окружающую среду. Важно, чтобы ученики не просто изучали карты, но и умели работать с ними, анализировать полученные данные и использовать их для решения практических задач.

Интеграция ГИС в учебный процесс требует определённых технических навыков от учителя, однако существуют простые и доступные инструменты, такие как Google Earth или OpenStreetMap, которые позволяют легко ввести ГИС в школьную практику. Важно также объяснить школьникам, как использовать данные геоинформационных систем для проведения собственных исследований, например, по экологическим или социальным темам. Проектная работа с ГИС стимулирует учащихся к самостоятельному поиску информации, развивает исследовательские навыки и интерес к географии.

Таким образом, применение геоинформационных технологий на уроках географии открывает перед учителем новые возможности для повышения качества обучения и мотивации учащихся. ГИС помогает сделать уроки более интерактивными, наглядными и актуальными, вовлекая школьников в активное изучение пространственных данных и их анализ. Развитие навыков работы с ГИС способствует формированию у школьников не только интереса к географии, но и важных компетенций, таких как критическое мышление, аналитические способности и исследовательские навыки. Применение ГИС делает обучение более современным и практикоориентированным, что помогает учащимся лучше понимать окружающий мир и находить пути решения актуальных географических проблем.

 

Список литературы

Аникеева

О.С.

, Лебедева

И.В.

,

Плетухина

А.А.

Проблемы и перспективы использован

ия геоинформационных технологий в образовательном процессе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-ispolzovaniya-geoinformatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse

(дата обращения: 30.09.2024).

Орехова

А.В.

Формирование геоинформационной компетентности учащихся в процессе изучения географии на основе применения ГИС-технологий // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2014. №1 (81). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-geoinformatsionnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-v-protsesse-izucheniya-geografii-na-osnove-primeneniya-gis-tehnologiy

(дата обращения: 30.09.2024).

Пупышева

С.А.

,

Жадовская

Д.А.

Применение геоинформационных технологий на уроках географии // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-geoinformatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-geografii

(дата обращения: 30.09.2024).

Уленгов

Р.А.,

Уразметов

И.А.,

Кубышкина

Е.Н. Гис-технологии как средство развития географического образования // Геополитика и

экогеодинамика

регионов. 2019. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/gis-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-geograficheskogo-obrazovaniya

(дата обращения: 30.09.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×