НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данилова Наталья Витальевна, воспитатель
ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» г.о. Горловка», ДНР
Аннотация. В данной статье рассматривается народная сказка как образовательный инструмент, способствующий формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Уделяется внимание важности использования сказок в процессе воспитания, анализируются структуры и характерные черты народных сказок. В статье освещается влияние народных сказок на развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование его художественного вкуса и эстетического восприятия окружающего мира. Рассматриваются примеры успешного применения методик, основанных на народной сказке.
Ключевые слова: народная сказка, эстетическое воспитание, старший дошкольный возраст, эмоциональное развитие, педагогические технологии, народное творчество, интеграция искусства.
Сказка — это один из самых древних и универсальных видов искусств, который обладает неоспоримой ценностью в процессе воспитания и образования. Народные сказки передавались из поколения в поколение, не теряя своей актуальности и силы. В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно воспринимать окружающий мир, формировать свои взгляды и предпочтения. Эстетическое воспитание в этот период особенно важно, так как именно в это время закладываются основы художественного восприятия и понимания красоты.
Согласно исследованиям, народные сказки обладают уникальными возможностями для формирования эстетических чувств у детей. Они помогают развивать не только эмоциональную отзывчивость, но и креативное мышление, образное восприятие, а также углубляют познание народной культуры. Важно обратить внимание на содержание и структуру сказок, что позволит воспитателям организовать процесс обучения и развития более результативно.
Эстетическое воспитание предполагает формирование у детей эстетического сознания, понимания и восприятия красоты через различные формы искусства: музыку, живопись, театр и литературу. Народные сказки, как важная часть устного народного творчества, являются мощным инструментом в данном процессе. Они развивают воображение, учат воспринимать красоту, а также формируют эмпатию и эмоциональную интеллект.
У детей дошкольного возраста восприятие сказки основано на их личном опыте, эмоциональном фоне и психоэмоциональном состоянии. Сказки могут вызывать различные чувства: радость, грусть, страх, интерес и т.д. Понимание этих эмоций и их значимости для понимания сюжета помогает углубить восприятие сказок как художественного и морального целого.
Учитывая, что дошкольники часто воспринимают мир через игру и творчество, народные сказки могут быть замечательной основой для создания игровых ситуаций, которые помогут детям осознать элементы эстетического мира. Это может включать театрализованные представления, художественную деятельность, музыку и даже танцы, основанные на сюжете сказки.
Народные сказки имеют четкую структуру: завязка, развитие событий и развязка. Эти элементы делают их доступными для восприятия детьми и позволяют им осознанно воспринимать информацию. Важные черты народных сказок включают:
Мораль - каждая сказка содержит нравственное послание, чему можно научить ребенка.
Персонажи - яркие образы, которые дети могут запомнить и с которыми могут ассоциировать себя.
Сюжет - приключения, которые возбуждают интерес и эмоциональный отклик.
Эти характеристики делают сказки мощным средством для формирования эстетического восприятия детей.
Методика работы с народными сказками
Выбор сказки. Воспитателю важно уметь выбирать подходящие народные сказки, соответствующие возрасту и психологическим особенностям детей. Например, сказки с простыми, но яркими образами, которые легко запоминаются. Важно учитывать, что содержание сказки должно быть доступным для осознания детьми, но при этом вызывать интерес и желание обсуждать.
Чтение и обсуждение. При чтении сказки воспитатель должен создавать атмосферу волшебства. Использование выразительного чтения, интонаций, голосовых эффектов способствует тому, что дети лучше воспринимают содержание. После прочтения следует организовать обсуждение: задать вопросы о том, как герои поступили, что они чувствовали и что могло бы произойти иначе.
Артистическое восприятие. Постановка небольшой сценки на основе сказки или создание пластилиновых фигурок героев помогут детям не только усвоить содержание, но и развить креативные способности. Такие мероприятия обогащают эмоциональный опыт детей и формируют положительное отношение к искусству.
Творческие задания. Воспитатель может предложить детям творческие задания, такие как рисование сцен из сказки, создание коллажей из рисунков или вырезок. Это поможет детям выразить свое восприятие и понимание истории, а также развивать их художественные навыки.
Примеры успешного применения методик.
Воспитательный процесс, основанный на народной сказке, стал более структурированным и интересным в нескольких дошкольных учреждениях. В одном из детских садов воспитатели организовали театрализованное представление на основе русской народной сказки «Колобок». Это мероприятие не только вызвало интерес у детей, но и стало основой для дальнейшего обсуждения тем дружбы, ответственности и смелости. Дети активно участвовали в создании костюмов и декораций, учились работать в команде.
Другой пример — использование сказки «Репка» для проведения интерактивного занятия. Дети занимались ролевым распределением и сами попробовали отыграть заявленный сюжет. Это не только развивало их эмоциональное восприятие, но и способствовало физической активности и развитию моторики.
Народная сказка обладает огромным потенциалом в воспитании эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Она способна развивать не только эмоциональную сферу, но и креативное мышление, художественные способности и понимание окружающего мира. Важно помнить, что каждая сказка — это не просто история, а целый мир искусства, мысли и эмоций, который открывает безграничные горизонты для детей и взрослых.
Список литературы
Довгополая
, Т. В. Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста / Т. В.
Довгополая
, З. И.
Мустафаева
. —
Текст :
непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, май 2016 г.). —
Казань :
Бук, 2016. — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10407/.
Довгополая
, Т. В. Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки / Т. В.
Довгополая
. —
Текст :
непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Самара, август 2015 г.). —
Самара :
ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8626/.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат