Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста . Работа №71347

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Народная сказка как средство воспитания эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Работа:

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Данилова Наталья Витальевна, воспитатель

ГКДОУ «Детский сад № 75 «Голубок» г.о. Горловка», ДНР

 

Аннотация. В данной статье рассматривается народная сказка как образовательный инструмент, способствующий формированию эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Уделяется внимание важности использования сказок в процессе воспитания, анализируются структуры и характерные черты народных сказок. В статье освещается влияние народных сказок на развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование его художественного вкуса и эстетического восприятия окружающего мира. Рассматриваются примеры успешного применения методик, основанных на народной сказке.

Ключевые слова: народная сказка, эстетическое воспитание, старший дошкольный возраст, эмоциональное развитие, педагогические технологии, народное творчество, интеграция искусства.

 

Сказка — это один из самых древних и универсальных видов искусств, который обладает неоспоримой ценностью в процессе воспитания и образования. Народные сказки передавались из поколения в поколение, не теряя своей актуальности и силы. В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно воспринимать окружающий мир, формировать свои взгляды и предпочтения. Эстетическое воспитание в этот период особенно важно, так как именно в это время закладываются основы художественного восприятия и понимания красоты.

Согласно исследованиям, народные сказки обладают уникальными возможностями для формирования эстетических чувств у детей. Они помогают развивать не только эмоциональную отзывчивость, но и креативное мышление, образное восприятие, а также углубляют познание народной культуры. Важно обратить внимание на содержание и структуру сказок, что позволит воспитателям организовать процесс обучения и развития более результативно.

Эстетическое воспитание предполагает формирование у детей эстетического сознания, понимания и восприятия красоты через различные формы искусства: музыку, живопись, театр и литературу. Народные сказки, как важная часть устного народного творчества, являются мощным инструментом в данном процессе. Они развивают воображение, учат воспринимать красоту, а также формируют эмпатию и эмоциональную интеллект.

У детей дошкольного возраста восприятие сказки основано на их личном опыте, эмоциональном фоне и психоэмоциональном состоянии. Сказки могут вызывать различные чувства: радость, грусть, страх, интерес и т.д. Понимание этих эмоций и их значимости для понимания сюжета помогает углубить восприятие сказок как художественного и морального целого.

Учитывая, что дошкольники часто воспринимают мир через игру и творчество, народные сказки могут быть замечательной основой для создания игровых ситуаций, которые помогут детям осознать элементы эстетического мира. Это может включать театрализованные представления, художественную деятельность, музыку и даже танцы, основанные на сюжете сказки.

Народные сказки имеют четкую структуру: завязка, развитие событий и развязка. Эти элементы делают их доступными для восприятия детьми и позволяют им осознанно воспринимать информацию. Важные черты народных сказок включают:

Мораль - каждая сказка содержит нравственное послание, чему можно научить ребенка.

Персонажи - яркие образы, которые дети могут запомнить и с которыми могут ассоциировать себя.

Сюжет - приключения, которые возбуждают интерес и эмоциональный отклик.

Эти характеристики делают сказки мощным средством для формирования эстетического восприятия детей.

Методика работы с народными сказками

Выбор сказки. Воспитателю важно уметь выбирать подходящие народные сказки, соответствующие возрасту и психологическим особенностям детей. Например, сказки с простыми, но яркими образами, которые легко запоминаются. Важно учитывать, что содержание сказки должно быть доступным для осознания детьми, но при этом вызывать интерес и желание обсуждать.

Чтение и обсуждение. При чтении сказки воспитатель должен создавать атмосферу волшебства. Использование выразительного чтения, интонаций, голосовых эффектов способствует тому, что дети лучше воспринимают содержание. После прочтения следует организовать обсуждение: задать вопросы о том, как герои поступили, что они чувствовали и что могло бы произойти иначе.

Артистическое восприятие. Постановка небольшой сценки на основе сказки или создание пластилиновых фигурок героев помогут детям не только усвоить содержание, но и развить креативные способности. Такие мероприятия обогащают эмоциональный опыт детей и формируют положительное отношение к искусству.

Творческие задания. Воспитатель может предложить детям творческие задания, такие как рисование сцен из сказки, создание коллажей из рисунков или вырезок. Это поможет детям выразить свое восприятие и понимание истории, а также развивать их художественные навыки.

Примеры успешного применения методик.

Воспитательный процесс, основанный на народной сказке, стал более структурированным и интересным в нескольких дошкольных учреждениях. В одном из детских садов воспитатели организовали театрализованное представление на основе русской народной сказки «Колобок». Это мероприятие не только вызвало интерес у детей, но и стало основой для дальнейшего обсуждения тем дружбы, ответственности и смелости. Дети активно участвовали в создании костюмов и декораций, учились работать в команде.

Другой пример — использование сказки «Репка» для проведения интерактивного занятия. Дети занимались ролевым распределением и сами попробовали отыграть заявленный сюжет. Это не только развивало их эмоциональное восприятие, но и способствовало физической активности и развитию моторики.

Народная сказка обладает огромным потенциалом в воспитании эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Она способна развивать не только эмоциональную сферу, но и креативное мышление, художественные способности и понимание окружающего мира. Важно помнить, что каждая сказка — это не просто история, а целый мир искусства, мысли и эмоций, который открывает безграничные горизонты для детей и взрослых.

 

Список литературы

Довгополая

, Т. В. Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста / Т. В.

Довгополая

, З. И.

Мустафаева

. —

Текст :

непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, май 2016 г.). —

Казань :

Бук, 2016. — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10407/.

Довгополая

, Т. В. Воспитание эстетических чувств старших дошкольников средствами народной сказки / Т. В.

Довгополая

. —

Текст :

непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Самара, август 2015 г.). —

Самара :

ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8626/.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×