ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Куликова Ирина Александровна,
учитель ГБОУ "Мелекинская школа
Мангушского муниципального округа" ДНР
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования нравственности у учащихся на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. В статье рассматриваются способы интеграции нравственных аспектов в учебные программы и воспитательные мероприятия. Особое внимание уделяется значимости художественных текстов и их влиянию на формирование моральных и этических норм. Приводятся примеры успешного использования произведений русской литературы для обсуждения нравственных вопросов, а также методики внеурочной деятельности, направленной на развитие нравственности.
Ключевые слова: нравственность, русский язык, литература, воспитание, учебный процесс, внеурочная деятельность, младший школьник.
Формирование нравственных основ личности — одна из важнейших задач образования. Уроки русского языка и литературы играют ключевую роль в этом процессе, так как через изучение литературных произведений и работу с текстами ученики осознают моральные ценности, учатся различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Уроки литературы позволяют в эмоционально-насыщенной форме обсуждать этические дилеммы, а уроки русского языка, связанные с работой над текстами, помогают осмыслить культурные и нравственные нормы. Важно также организовать работу по формированию нравственности во внеурочное время, вовлекая детей в обсуждение вопросов морали через проектную деятельность и творческие мероприятия.
Литература как предмет предоставляет широкий спектр возможностей для воспитания нравственных качеств. Через художественные образы, сюжеты и взаимоотношения героев учащиеся осознают смысл таких понятий, как честь, долг, милосердие, любовь к Родине и близким. Произведения русской классики, такие как рассказы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.А. Шолохова, представляют собой неисчерпаемый источник нравственных уроков.
Литературные тексты являются не просто отражением жизни, но и инструментом формирования моральных ориентиров. Например, рассказы Л.Н. Толстого "После бала", "Юность" поднимают вопросы о нравственном выборе, ответственности за свои поступки и чести. Эти произведения могут служить отправной точкой для обсуждения с учащимися ситуаций, когда необходимо проявлять моральную стойкость и следовать своим принципам.
Другие произведения, такие как "Матрёнин двор" А.И. Солженицына, затрагивают темы милосердия, доброты и самопожертвования. В процессе анализа текста учащиеся учатся видеть важность моральных решений и влияние нравственности на жизнь человека.
Уроки русского языка также могут стать платформой для формирования нравственных качеств. В процессе работы над сочинениями или изложениями учащиеся учатся выражать свои мысли о нравственных нормах, разбирать поступки персонажей и сопоставлять их с реальными жизненными ситуациями. Это помогает развивать критическое мышление и моральное осмысление поступков.
Также важно использовать задания, которые связаны с анализом текстов на предмет моральных и этических вопросов. Например, при работе с текстами учащиеся могут обсуждать, какие нравственные уроки можно извлечь из конкретных событий или поступков героев.
Формирование нравственности не ограничивается уроками — во внеурочной деятельности также открываются широкие возможности для воспитательной работы. Важно, чтобы деятельность во внеурочное время была не только развлекательной, но и развивающей с точки зрения нравственных аспектов.
Одним из эффективных способов воспитания нравственности являются тематические мероприятия, например, литературные вечера, посвященные обсуждению произведений, затрагивающих нравственные вопросы. Это может быть инсценировка отрывков из классических произведений или организация дискуссий на темы, связанные с моральными выборами героев.
Проектная деятельность также может служить эффективным инструментом формирования нравственности. Учащиеся могут разрабатывать проекты, связанные с исследованием нравственных ценностей в литературе. Такие проекты не только углубляют знания детей о литературе, но и помогают им лучше осознавать значение нравственных норм в жизни.
Примером успешного проекта может быть создание школьной выставки, где ученики представляют свои работы на тему "Что такое доброта", "Как я понимаю справедливость" и т.д. Таким образом, дети не только обсуждают нравственные категории, но и выражают их через творчество.
Организация школьных волонтерских инициатив помогает на практике закрепить у детей такие нравственные качества, как помощь другим, ответственность, доброта и терпимость. В рамках внеурочной деятельности можно проводить акции помощи социально незащищенным слоям населения, посещения домов престарелых и больниц, а также школьные благотворительные мероприятия.
Для эффективного формирования нравственности важно, чтобы школа и семья работали в едином направлении. Родители и педагоги должны вместе формулировать моральные ориентиры для детей, объяснять им важность нравственного поведения как в учебной, так и в повседневной жизни. Совместные мероприятия, такие как родительские собрания на нравственные темы или семейные конкурсы на темы доброты и милосердия, могут укрепить взаимодействие между школой и семьей в вопросах нравственного воспитания.
В заключение следует отметить, что формирование нравственности у школьников — это сложный и многогранный процесс, который должен быть интегрирован как в учебную, так и во внеурочную деятельность. Уроки русского языка и литературы предоставляют уникальные возможности для осмысления учащимися моральных норм через анализ художественных произведений, а внеурочные мероприятия позволяют закрепить эти нормы на практике. Важно, чтобы процесс нравственного воспитания носил систематический характер и включал в себя как работу учителя, так и взаимодействие с семьей. Только таким образом возможно вырастить поколение, обладающее высоким уровнем нравственных качеств, способное принимать ответственные решения и следовать моральным принципам в жизни.
Список литературы
Баженова, Е. И. (2017). Формирование нравственных ценностей на уроках литературы. Школьная педагогика, 2, 45-53.
Лебедева, А. В. (2019). Воспитание нравственности на уроках русского языка: опыт и перспективы. Начальная школа, 6, 67-72.
Черкасова, М. А. (2018). Интеграция воспитательной работы и учебного процесса на уроках русского языка. Образовательные технологии, 9, 29-35.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат