Дата публикации:
01.10.2024
Автор:
Пожидаева Светлана Александровна
Название работы:
Развитие памяти у детей дошкольного возраста средствами дидактического материала
Работа:
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Пожидаева Светлана Александровна, воспитатель
ГБДОУ ЛНР Желтянский ясли-сад Малыш
Аннотация: Статья посвящена развитию памяти у детей дошкольного возраста с использованием дидактического материала. Рассматриваются ключевые методы и техники, способствующие улучшению памяти, а также описываются конкретные примеры дидактических игр и упражнений. Обсуждается роль воспитателя в процессе формирования памяти у детей, а также важность создания развивающей среды.
Ключевые слова: развитие памяти, дошкольники, дидактический материал, игры, упражнения, воспитание, образовательный процесс.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач, стоящих перед воспитателями. На этом этапе жизни у детей формируются основы когнитивных процессов, которые будут влиять на их дальнейшее обучение и социализацию. Память — это важный компонент умственной деятельности, который обеспечивает запоминание, хранение и воспроизведение информации. Использование дидактического материала становится эффективным инструментом для активизации и развития памяти у дошкольников.
Дидактический материал может принимать различные формы: карточки, игры, головоломки и другие обучающие инструменты, которые способствуют улучшению памяти и внимания. Один из самых простых и доступных методов — это использование карточек с изображениями. Например, можно создать набор карточек с изображениями животных, растений или предметов, которые дети должны запомнить. Игры на основе таких карточек, такие как Мемори, не только развивают память, но и способствуют улучшению навыков концентрации.
Важной составляющей процесса является использование ритмических и музыкальных игр. Дети охотно запоминают слова песен и стихов, которые ритмичны и мелодичны. Воспитатели могут разучивать с детьми простые песенки и рифмовки, которые помогут развивать не только память, но и слуховое восприятие. Например, можно предложить детям запомнить и повторить простую песню о временах года, добавляя движения, что сделает процесс более увлекательным и запоминающимся.
Еще одной эффективной техникой является использование ассоциативного метода. Дети лучше запоминают информацию, когда она связана с уже известными им предметами или событиями. Например, при изучении нового слова можно попросить детей придумать ассоциации к нему. Если слово — собака, то ассоциации могут включать в себя лапки, гав, питомец. Это развивает не только память, но и творческое мышление.
Проблема с запоминанием информации часто связана с недостаточной активностью детей. Поэтому важно использовать подвижные игры, которые помогут активизировать детей и создать положительный эмоциональный фон. Например, игра Хватай слово может включать в себя бросание мячика, при этом каждый раз, когда ребенок ловит мяч, он называет любое слово на заданную тему, например, фрукты. Это развивает как память, так и внимание, а также способствует формированию уверенности в своих речевых способностях.
Разработка сюжетных игр является важным элементом. Сюжетные игры позволяют детям погружаться в различные ситуации и запоминать информацию в контексте. Например, в игре Магазин дети могут запоминать названия товаров, их стоимость и расположение на полках. Такие игры помогают не только развивать память, но и учат детей основам социальной коммуникации и взаимодействия.
Работа с книжками и сказками является эффективным способом развития памяти. Чтение с детьми известных произведений, обсуждение их содержания, а также предложение вспомнить главных героев и их поступки способствуют улучшению памяти. Можно провести конкурс на лучшее запоминание сказки, где каждый ребенок по очереди рассказывает свою часть, тем самым активно участвуя в процессе.
Создание развивающей среды в детском саду играет ключевую роль в развитии памяти. Воспитатели должны организовать пространство таким образом, чтобы оно способствовало активному взаимодействию детей с дидактическим материалом. Например, уголок для чтения, где можно разместить книги, игры и карточки, станет прекрасным местом для самостоятельного изучения и запоминания информации. Применение различных материалов, таких как модели, конструкторы и пазлы, также способствует развитию памяти, ведь дети запоминают не только слова, но и действия, связанные с предметами.
Важно помнить о роли эмоционального фона в процессе обучения. Дети лучше запоминают информацию, когда они эмоционально вовлечены в процесс. Использование театрализованных элементов в занятиях, например, разыгрывание сценок из любимых книг или сказок, поможет создать атмосферу радости и вовлеченности, что, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию.
Ключевым аспектом является вовлечение родителей в процесс формирования памяти у детей. Воспитатели могут рекомендовать родителям заниматься с детьми дома, используя дидактический материал, такой как настольные игры, карточки и книги. Это не только помогает детям развивать память, но и укрепляет связь между семьей и детским садом.
Также следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут иметь свои предпочтения в методах обучения, и важно предоставлять разнообразные подходы для достижения наилучших результатов. Использование различных форматов и методов обучения позволяет каждому ребенку найти свой способ запоминания информации.
Таким образом, развитие памяти у детей дошкольного возраста с использованием дидактического материала — это комплексный процесс, требующий внимания и креативного подхода. Игры, ритмические упражнения, ассоциативные методы и создание развивающей среды помогают детям активно участвовать в процессе обучения и развивать свои навыки. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, создавая условия для активного взаимодействия и позитивного эмоционального фона. Формирование памяти в дошкольном возрасте закладывает основу для успешного обучения и социализации детей в будущем.
Список литературы
Батенева Е.В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-metod-razvitiya-proizvolnoy-pamyati-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Бозиева С.К., Ногерова М.Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-pamyati-detey-doshkolnogo-vozrasta
Черная В.В. Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mnemotehniki-v-protsesse-razvitiya-pamyati-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожидаева Светлана Александровна, воспитатель
ГБДОУ ЛНР Желтянский ясли-сад Малыш
Аннотация: Статья посвящена развитию памяти у детей дошкольного возраста с использованием дидактического материала. Рассматриваются ключевые методы и техники, способствующие улучшению памяти, а также описываются конкретные примеры дидактических игр и упражнений. Обсуждается роль воспитателя в процессе формирования памяти у детей, а также важность создания развивающей среды.
Ключевые слова: развитие памяти, дошкольники, дидактический материал, игры, упражнения, воспитание, образовательный процесс.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач, стоящих перед воспитателями. На этом этапе жизни у детей формируются основы когнитивных процессов, которые будут влиять на их дальнейшее обучение и социализацию. Память — это важный компонент умственной деятельности, который обеспечивает запоминание, хранение и воспроизведение информации. Использование дидактического материала становится эффективным инструментом для активизации и развития памяти у дошкольников.
Дидактический материал может принимать различные формы: карточки, игры, головоломки и другие обучающие инструменты, которые способствуют улучшению памяти и внимания. Один из самых простых и доступных методов — это использование карточек с изображениями. Например, можно создать набор карточек с изображениями животных, растений или предметов, которые дети должны запомнить. Игры на основе таких карточек, такие как Мемори, не только развивают память, но и способствуют улучшению навыков концентрации.
Важной составляющей процесса является использование ритмических и музыкальных игр. Дети охотно запоминают слова песен и стихов, которые ритмичны и мелодичны. Воспитатели могут разучивать с детьми простые песенки и рифмовки, которые помогут развивать не только память, но и слуховое восприятие. Например, можно предложить детям запомнить и повторить простую песню о временах года, добавляя движения, что сделает процесс более увлекательным и запоминающимся.
Еще одной эффективной техникой является использование ассоциативного метода. Дети лучше запоминают информацию, когда она связана с уже известными им предметами или событиями. Например, при изучении нового слова можно попросить детей придумать ассоциации к нему. Если слово — собака, то ассоциации могут включать в себя лапки, гав, питомец. Это развивает не только память, но и творческое мышление.
Проблема с запоминанием информации часто связана с недостаточной активностью детей. Поэтому важно использовать подвижные игры, которые помогут активизировать детей и создать положительный эмоциональный фон. Например, игра Хватай слово может включать в себя бросание мячика, при этом каждый раз, когда ребенок ловит мяч, он называет любое слово на заданную тему, например, фрукты. Это развивает как память, так и внимание, а также способствует формированию уверенности в своих речевых способностях.
Разработка сюжетных игр является важным элементом. Сюжетные игры позволяют детям погружаться в различные ситуации и запоминать информацию в контексте. Например, в игре Магазин дети могут запоминать названия товаров, их стоимость и расположение на полках. Такие игры помогают не только развивать память, но и учат детей основам социальной коммуникации и взаимодействия.
Работа с книжками и сказками является эффективным способом развития памяти. Чтение с детьми известных произведений, обсуждение их содержания, а также предложение вспомнить главных героев и их поступки способствуют улучшению памяти. Можно провести конкурс на лучшее запоминание сказки, где каждый ребенок по очереди рассказывает свою часть, тем самым активно участвуя в процессе.
Создание развивающей среды в детском саду играет ключевую роль в развитии памяти. Воспитатели должны организовать пространство таким образом, чтобы оно способствовало активному взаимодействию детей с дидактическим материалом. Например, уголок для чтения, где можно разместить книги, игры и карточки, станет прекрасным местом для самостоятельного изучения и запоминания информации. Применение различных материалов, таких как модели, конструкторы и пазлы, также способствует развитию памяти, ведь дети запоминают не только слова, но и действия, связанные с предметами.
Важно помнить о роли эмоционального фона в процессе обучения. Дети лучше запоминают информацию, когда они эмоционально вовлечены в процесс. Использование театрализованных элементов в занятиях, например, разыгрывание сценок из любимых книг или сказок, поможет создать атмосферу радости и вовлеченности, что, в свою очередь, способствует лучшему запоминанию.
Ключевым аспектом является вовлечение родителей в процесс формирования памяти у детей. Воспитатели могут рекомендовать родителям заниматься с детьми дома, используя дидактический материал, такой как настольные игры, карточки и книги. Это не только помогает детям развивать память, но и укрепляет связь между семьей и детским садом.
Также следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторые дети могут иметь свои предпочтения в методах обучения, и важно предоставлять разнообразные подходы для достижения наилучших результатов. Использование различных форматов и методов обучения позволяет каждому ребенку найти свой способ запоминания информации.
Таким образом, развитие памяти у детей дошкольного возраста с использованием дидактического материала — это комплексный процесс, требующий внимания и креативного подхода. Игры, ритмические упражнения, ассоциативные методы и создание развивающей среды помогают детям активно участвовать в процессе обучения и развивать свои навыки. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, создавая условия для активного взаимодействия и позитивного эмоционального фона. Формирование памяти в дошкольном возрасте закладывает основу для успешного обучения и социализации детей в будущем.
Список литературы
Батенева Е.В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-metod-razvitiya-proizvolnoy-pamyati-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Бозиева С.К., Ногерова М.Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-pamyati-detey-doshkolnogo-vozrasta
Черная В.В. Использование мнемотехники в процессе развития памяти у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mnemotehniki-v-protsesse-razvitiya-pamyati-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств