РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ниссен Ольга Ивановна, учитель МБОУ "Снежинская основная общеобразовательная школа" Кемеровская область
Аннотация. В статье рассматривается проблема расширения словарного запаса у младших школьников на уроках в начальной школе. Словарный запас является важным элементом речевого развития и учебной деятельности ребенка. Формирование богатого и разнообразного словаря способствует не только успешному овладению предметами школьной программы, но и развитию когнитивных способностей, творческого мышления и коммуникативных навыков. В статье приведены методы и приемы, которые способствуют эффективному обогащению словарного запаса учащихся, а также даны практические рекомендации по организации работы на уроках в начальной школе.
Ключевые слова: словарный запас, начальная школа, развитие речи, уроки, младшие школьники, методы обучения, лексика, обогащение словаря.
Расширение словарного запаса — одна из важнейших задач начального образования. Словарный запас младших школьников напрямую влияет на их успеваемость, грамотность и успешное овладение основными учебными предметами. Чем богаче лексический запас ребенка, тем лучше он понимает учебный материал, излагает свои мысли, взаимодействует с одноклассниками и взрослыми. Кроме того, хороший словарный запас способствует развитию когнитивных процессов, таких как память, внимание, мышление и воображение.
Однако работа по обогащению лексического запаса требует от учителя специальных методических подходов и регулярной систематической работы. Необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, их уровень развития, интересы и потребности.
Словарный запас — это совокупность всех слов, которые человек понимает и использует в устной и письменной речи. Уровень словарного запаса младших школьников влияет на их общее развитие и успешность обучения. Чем больше слов знает ребенок, тем легче ему воспринимать и усваивать новую информацию, читать и понимать тексты, выражать свои мысли.
Развитие словарного запаса у младших школьников способствует:
1. Повышению речевой грамотности. Дети с богатым словарным запасом быстрее усваивают правила правописания, грамматику, а также легко строят предложения и тексты.
2. Развитию когнитивных навыков. Широкий словарный запас помогает развивать память, внимание и логическое мышление, так как новые слова требуют осмысления и запоминания.
3. Коммуникативным навыкам. Чем больше слов ребенок знает, тем лучше он может взаимодействовать с окружающими, строить диалоги и участвовать в обсуждениях.
4. Творческому мышлению. Обогащение словаря стимулирует развитие фантазии, помогает детям быть более креативными в сочинении текстов, рисовании и других творческих видах деятельности.
Для успешного расширения словарного запаса учащихся в начальной школе необходимо использовать разнообразные методы и приемы, которые активизируют их речевую деятельность и способствуют усвоению новых слов. Рассмотрим основные из них.
1. Чтение и работа с текстами
Чтение — один из самых эффективных способов обогащения словарного запаса. Во время чтения дети знакомятся с новыми словами, которые они могут использовать в своей речи. Важно выбирать тексты, соответствующие возрасту и интересам детей, а также проводить с ними систематическую работу.
Учитель может организовать следующие виды деятельности:
- Чтение вслух. Учитель или ученик читает текст вслух, а затем проводится обсуждение. В ходе обсуждения важно обратить внимание на новые слова, объяснить их значение и попросить детей привести примеры использования этих слов в других контекстах.
- Словарная работа. После прочтения текста можно выделить 5–10 новых слов, которые ученики не знали ранее. Учитель предлагает учащимся объяснить значение этих слов, составить с ними предложения или подобрать синонимы и антонимы.
- Инсценировка текста. Один из эффективных способов запомнить новые слова — это проигрывание текста или его части. Ученики могут разыграть сценки, используя новые слова, что помогает им лучше усваивать лексику и учиться применять ее на практике.
Игры — это увлекательный и эффективный способ расширения словарного запаса. В игровой форме дети быстрее усваивают новые слова, так как игровой процесс вызывает интерес и мотивацию. На уроках можно использовать такие игры, как:
- "Словесные ассоциации". Учитель называет слово, а ученики по очереди называют ассоциации, связанные с этим словом. Это помогает расширить кругозор и активизировать уже известные слова.
- "Синонимы и антонимы". Учитель называет слово, а дети должны подобрать к нему синонимы или антонимы. Игра развивает не только словарный запас, но и логику, умение классифицировать слова по смыслу.
- "Кто больше слов?". Ученикам предлагается одно слово, от которого они должны образовать как можно больше новых слов (например, от слова "лес" — лесной, лесник, лесок и т. д.).
- "Опиши предмет". Ученику показывают предмет (или картинку), и он должен его описать, используя как можно больше прилагательных и существительных. Это упражнение помогает развивать описательную речь и активизировать новые слова.
Словарные диктанты — это эффективное средство для систематической работы с новыми словами. Учитель может давать диктанты, включающие как уже знакомые, так и новые слова. После диктанта проводится работа с ошибками, анализируется значение новых слов и их правильное употребление.
Кроме того, полезно организовать регулярную работу с новым лексическим материалом. Например, учитель может завести "Словарную тетрадь", в которую ученики будут записывать новые слова, встреченные на уроках, и их значения. Периодически можно возвращаться к этим словам, чтобы повторить их и закрепить в памяти учащихся.
Визуальные материалы помогают детям лучше запоминать новые слова и связывать их с определенными образами. На уроках можно использовать:
- Иллюстрации и картинки. Для объяснения нового слова можно показать картинку, которая его иллюстрирует. Это помогает учащимся быстрее понять значение слова и запомнить его.
- Плакаты и стенды с лексикой. В классе можно создать уголок словаря, где будут висеть плакаты с новыми словами и их значениями. Ученики смогут обращаться к этим плакатам в любое время, чтобы освежить в памяти новые слова.
- Флэш-карточки. Карточки с изображением предметов и написанными под ними словами также являются эффективным инструментом для запоминания лексики.
Работа с текстами, которые сочиняют сами дети, является важным элементом в процессе расширения словарного запаса. Учитель может давать различные творческие задания:
- Сочинение рассказов. Ученикам предлагается придумать и написать рассказ, используя заранее заданные слова. Это помогает закрепить новые слова в активной речи.
- Написание сочинений на заданную тему. Темы сочинений могут быть связаны с текущими темами уроков или интересами детей. Важно стимулировать учащихся использовать разнообразную лексику и обогащать их тексты новыми словами.
- Создание словесных описаний. Ученики могут описывать предметы, явления природы, людей или события, стараясь использовать как можно больше прилагательных и глаголов, что способствует расширению их словарного запаса.
Современные технологии предоставляют множество возможностей для обогащения словарного запаса. На уроках можно использовать различные цифровые инструменты и приложения:
- Онлайн-игры. Существуют различные образовательные игры, направленные на расширение словарного запаса, например, игры на подбор синонимов, антонимов или составление слов из букв.
- Интерактивные тесты. Учитель может использовать онлайн-тесты для проверки знания новых слов, что помогает разнообразить учебный процесс и повысить мотивацию учеников.
- Приложения для изучения слов. Существует множество приложений, которые помогают детям изучать новые слова через игровые задания и карточки. Эти инструменты можно использовать как на уроках, так и для домашней работы
В заключение можно отметить, что расширение словарного запаса — это важный аспект работы учителя в начальной школе. Богатый и разнообразный словарный запас помогает детям не только успешно справляться с учебными заданиями, но и развивает их когнитивные, речевые и коммуникативные способности. Систематическая и целенаправленная работа по обогащению лексики должна включать в себя разнообразные методы, такие как чтение текстов, игровые упражнения, словарные диктанты, визуальные материалы и цифровые технологии. Организуя работу на уроках, учителю важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия, которые будут способствовать интересу к новому словарному материалу. В результате регулярного использования этих методик дети смогут значительно расширить свой словарный запас, что положительно скажется на их учебной деятельности и общем интеллектуальном развитии.
Список литературы
1.Родионова, Е. В. Работа по расширению словарного запаса младших школьников / Е. В. Родионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 149-150.
2.Ногаева С. Е. Особенности обогащения словарного запаса младших школьников в условиях новых образовательных стандартов // Балтийский гуманитарный журнал Т. 8 №1(26), 2019. - 4 с.
3.Фугелова, Т. А. Образовательные программы начальной школы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Фугелова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат