Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Эффективные приемы мотивации младших школьников к обучению. Работа №71367

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Эффективные приемы мотивации младших школьников к обучению
Работа:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

 

Ниссен Ольга Ивановна, учитель МБОУ "Снежинская основная общеобразовательная школа" Кемеровская область

 

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные приемы мотивации младших школьников к обучению. Мотивация — один из ключевых факторов успешного обучения, особенно в начальной школе, когда закладываются основы учебной деятельности и формируется интерес к знаниям. В статье анализируются различные виды мотивации, включая внешнюю и внутреннюю, а также предложены методические подходы и приемы, направленные на поддержание и развитие познавательной активности у младших школьников. Особое внимание уделено игровым методам, применению информационно-коммуникационных технологий, созданию поддерживающей учебной среды и вовлечению родителей в процесс обучения.

Ключевые слова: мотивация, младшие школьники, обучение, внутренние и внешние стимулы, игровые приемы, поддерживающая среда, педагогические приемы, интерес к обучению.

 

Мотивация играет важнейшую роль в учебном процессе, особенно на начальных этапах обучения, когда ученики только начинают осваивать основы образовательной деятельности. Именно в этот период у детей формируются первые представления о школе, учебе и важности знаний. Правильная мотивация способствует активному включению ребенка в учебный процесс, формирует устойчивый интерес к предметам и развивает желание учиться.

Младшие школьники отличаются высокой любознательностью, однако их внимание и интерес быстро меняются. В связи с этим задача учителя — найти подходящие приемы, которые помогут удерживать внимание учащихся и стимулировать их активность на протяжении всего учебного года. В данной статье мы рассмотрим основные виды мотивации, а также предложим эффективные методы и приемы, которые помогут педагогу повысить уровень заинтересованности учеников в обучении.

Типы мотивации в обучении младших школьников

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных приемов мотивации, необходимо понять, какие типы мотивации существуют и как они влияют на обучение младших школьников.

1. Внешняя мотивация

Внешняя мотивация обусловлена воздействием внешних факторов: похвалой, оценками, наградами, наказаниями и ожиданиями окружающих. В начальной школе внешняя мотивация играет важную роль, так как дети в этом возрасте часто стремятся к одобрению взрослых и сверстников.

Примеры внешней мотивации:

- Получение высокой оценки за выполненное задание.

- Похвала от учителя или родителей.

- Соревновательный элемент на уроке (кто быстрее или лучше выполнит задание).

2. Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация исходит из самого ребенка. Это его личное желание узнавать что-то новое, интерес к предмету, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Внутренняя мотивация считается более устойчивой и долговременной, однако требует особого внимания со стороны учителя для ее развития и поддержки.

Примеры внутренней мотивации:

- Интерес к изучаемому предмету.

- Желание решать сложные задачи ради самоудовлетворения.

- Стремление к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Основная задача учителя — развивать у детей внутреннюю мотивацию, делая учебный процесс интересным и увлекательным. В то же время внешняя мотивация также должна использоваться как средство поддержки учебной активности и дисциплины.

Эффективные приемы мотивации младших школьников

Для того чтобы поддерживать интерес младших школьников к учебе, учителю необходимо применять разнообразные приемы, которые активизируют их познавательную деятельность. Ниже приведены основные методы, которые могут быть использованы в образовательной практике.

1. Игровые приемы

Игра — это естественная форма деятельности для детей младшего школьного возраста. Именно через игру можно легко и ненавязчиво мотивировать учащихся к выполнению учебных заданий. Игровые приемы могут включаться как в структуру урока, так и использоваться в качестве поощрения за успешное выполнение заданий.

Примеры игровых приемов:

- Дидактические игры. Например, игры на развитие внимания и памяти, где детям предлагается выполнить задание с элементами соревнования (кто больше запомнит слов или быстрее решит пример).

- Квесты и задания с элементами поиска. Учитель может организовать урок в форме квеста, где каждая правильная задача приводит учеников к следующей "станции". Это вызывает интерес и мотивирует решать задания, чтобы пройти весь маршрут.

- Ролевые игры. Например, игра "Учитель и ученик", где дети могут сами объяснять друг другу новый материал или задавать вопросы.

2. Создание ситуации успеха

Для того чтобы мотивировать учеников, важно, чтобы каждый ребенок имел возможность испытать чувство успеха от выполненной работы. Учащиеся младших классов очень чувствительны к оценкам и отзывам учителя, поэтому даже незначительные достижения могут значительно повысить их самооценку и мотивацию.

Примеры создания ситуации успеха:

- Похвала за частичные успехи. Даже если ребенок не справился с задачей полностью, учитель может похвалить его за усилия или правильно выполненные элементы задания.

- Оценивание в соответствии с индивидуальными достижениями. Важно не только сравнивать успехи детей между собой, но и учитывать их личные прогрессы. Это особенно полезно для учеников с разными уровнями подготовки.

3. Использование цифровых технологий

Современные дети с раннего возраста сталкиваются с цифровыми устройствами и интернетом. Учителя могут использовать это в учебных целях, применяя различные цифровые инструменты и онлайн-ресурсы, чтобы сделать обучение более интерактивным и интересным.

Примеры использования цифровых технологий:

- Интерактивные презентации и мультимедийные материалы. Визуальные и звуковые эффекты помогают лучше запомнить материал и делают уроки более увлекательными.

- Образовательные онлайн-платформы и игры. Многие онлайн-ресурсы предлагают обучающие игры, которые позволяют младшим школьникам решать задачи, соревнуясь с собой или с другими учениками. Например, платформы для изучения математики или развития грамотности.

- Использование интерактивных досок. Интерактивные доски позволяют не только демонстрировать учебный материал, но и активно включать учеников в процесс, давая им возможность взаимодействовать с заданиями на доске.

4. Поощрение самостоятельности и ответственности

Младшие школьники стремятся проявить самостоятельность и почувствовать себя взрослыми. Учитель может использовать это стремление как средство мотивации, предоставляя детям больше возможностей для самостоятельного выбора и ответственности за учебные результаты.

Примеры поощрения самостоятельности:

- Самостоятельный выбор заданий. Учитель может предложить детям несколько вариантов заданий на выбор. Это поможет им почувствовать себя более ответственными за свой учебный процесс.

- Работа в группах или парах. Совместная работа над задачами способствует развитию ответственности за результаты группы и стимулирует активное участие каждого ученика.

5. Использование похвалы и поощрений

Похвала и положительное подкрепление играют важную роль в мотивации младших школьников. Учителю необходимо регулярно подчеркивать успехи учащихся, будь то устная похвала, символическое поощрение или система наград.

Примеры поощрений:

- Похвала на уроке. Учитель может хвалить учеников как индивидуально, так и в присутствии всего класса за их успехи и старания.

- Система поощрений. В классе можно организовать систему "звездочек" или других символических наград за успешное выполнение заданий. Когда ученик набирает определенное количество наград, ему предоставляется приз или привилегия.

- Публичное признание. Учитель может подвести итоги недели или месяца, отметив успехи наиболее активных учеников и дав возможность детям поделиться своими достижениями.

6. Вовлечение родителей в учебный процесс

Родители играют важную роль в мотивации ребенка к учебе. Важно наладить взаимодействие между учителем и родителями, чтобы они могли оказывать поддержку своему ребенку не только дома, но и в рамках школьного процесса.

Примеры вовлечения родителей:

- Совместные проекты и задания. Учитель может давать задания, выполнение которых требует участия родителей, например, проекты по окружающему миру или совместное чтение книг.

- Информирование родителей об успехах ребенка. Учитель может регулярно информировать родителей о прогрессе ребенка, что позволяет семье поддерживать его успехи и вовремя реагировать на трудности.

7. Введение элементов соревновательности

Соревновательные элементы могут стимулировать желание учеников быть лучшими в классе. Однако важно, чтобы конкуренция была здоровой, без чрезмерного давления на детей.

Примеры соревновательных элементов:

- Конкурсы и викторины

. Периодически можно проводить конкурсы знаний, где дети соревнуются за право быть "лучшим знатоком" в определенной области.

- Групповые соревнования. Работая в группах, ученики могут соревноваться за лучший результат, что мотивирует каждого члена группы вносить свой вклад в общий успех.

В заключение можно отметить, что мотивация — это ключевой элемент успешного обучения младших школьников. Используя различные приемы, такие как игровые методы, поощрения, цифровые технологии и создание поддерживающей учебной среды, учитель может эффективно поддерживать интерес детей к учебному процессу и развивать их познавательную активность. Особенно важно развивать внутреннюю мотивацию, основанную на интересе и желании ребенка узнавать новое.

Регулярная работа над мотивацией учащихся в начальной школе способствует не только успешной учебной деятельности, но и формированию у детей положительного отношения к учебе на всех этапах школьного образования.

 

Список литературы

1.Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю. В. Горохова, И. В. Горохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 540-543.

2.Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Ю. Кулагина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×