Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Работа №71373

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Зайцева Инна Владимировна,

учитель ГБОУ «Средняя школа №7

городского округа Мариуполь» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования исследовательских навыков на уроках русского языка и литературы. Исследовательская деятельность способствует развитию аналитических, критических и творческих умений школьников, что необходимо в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Особое внимание уделено методам, которые помогают учащимся углубляться в языковые явления и литературные тексты. Представлены примеры проектов и исследовательских заданий, направленных на развитие самостоятельного мышления, умения анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, русский язык, литература, критическое мышление, ФГОС, проектная деятельность, самостоятельность.

 

Современные образовательные стандарты делают акцент на развитии у школьников исследовательских умений и навыков, которые позволяют им эффективно работать с информацией, анализировать и формулировать выводы. На уроках русского языка и литературы исследовательская деятельность играет важную роль в формировании интереса к языковым и литературным явлениям, а также помогает углубить понимание прочитанных текстов. Введение элементов исследовательской деятельности в образовательный процесс способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, развивает их критическое мышление и умение работать с текстом на более глубоком уровне.

Рассмотрим методы формирования исследовательских навыков.

1. Проектная деятельность является одним из основных методов формирования исследовательских навыков. В рамках уроков русского языка и литературы учащиеся могут разрабатывать проекты, направленные на исследование различных литературных тем, персонажей, эпох и стилей. Например, можно предложить проект "Исследование символики в произведениях А. П. Чехова", где ученики анализируют, как автор использует символы для передачи своих идей.

2. Анализ текстов с исследовательской задачей. Для формирования исследовательских умений важно предлагать ученикам задания на глубокий анализ текста. Например, при изучении произведения можно дать задание провести исследование на тему "Как автор строит диалог между героями и какие функции он выполняет в тексте?". Такое задание учит школьников не только внимательному прочтению текста, но и выявлению скрытых смыслов, интертекстуальности и литературных приемов.

3. Использование методики учебного исследования. Учебное исследование — это упрощенная форма научного исследования, где школьники самостоятельно или в малых группах проводят исследования по выбранной теме. Например, учащиеся могут исследовать, как менялся язык и стиль писателей разных эпох на примере произведений русской классической литературы. В ходе работы ученики учатся собирать информацию, сравнивать источники и формулировать выводы на основе фактов.

4. Сравнительный анализ. Исследовательская деятельность предполагает способность к сравнению различных явлений. На уроках литературы учащимся можно предложить задания на сравнительный анализ произведений, например, "Сравните образ главного героя в произведениях Достоевского и Тургенева". Подобные задания помогают развивать умение видеть сходства и различия, что является важным аспектом критического мышления.

Один из ключевых аспектов исследовательской деятельности — это способность интерпретировать текст, находить в нем новые смыслы и объяснять скрытые мотивы авторов. Учителя могут предложить задания на интерпретацию литературных произведений с целью исследования их культурного контекста или авторских намерений. Например, можно дать задание изучить роль исторических событий в творчестве А. С. Пушкина, что позволит ученикам не только глубже понять содержание произведений, но и провести исследование на основе изученных материалов.

Приведем примеры исследовательских проектов и заданий.

- Проект, посвященный исследованию языковых особенностей произведений, может включать анализ стиля авторов, использование диалектов, архаизмов и других языковых средств. Например, исследование "Язык и стиль в повестях Н. В. Гоголя" может показать, как автор использует различные языковые средства для создания своих уникальных персонажей и атмосферы.

- Проект "Сравнительный анализ образов героев русской литературы" может включать исследование и сопоставление разных персонажей из произведений одного или нескольких авторов. Учащиеся могут проанализировать, как изменяются герои в зависимости от исторического контекста, а также оценить авторские средства создания персонажей.

- Задание на исследование культурного контекста предполагает анализ исторических и культурных факторов, которые повлияли на создание произведения. Например, проект "Влияние эпохи на творчество М. Ю. Лермонтова" может помочь школьникам понять, как политическая и культурная обстановка той эпохи отразилась в его произведениях.

- Эссе как форма письменной работы может также включать элементы исследования. Учащимся можно предложить написать эссе на тему "Роль природы в произведениях И. С. Тургенева", где они должны будут не только проанализировать произведения автора, но и исследовать, как природа отражает внутренний мир героев.

Учитель играет ключевую роль в организации и поддержке исследовательской работы учащихся. Он направляет учеников в процессе работы, помогает выбрать тему исследования, формулировать гипотезы и ставить цели. Кроме того, важно научить школьников работать с источниками, оценивать их достоверность и корректно оформлять результаты исследования.

Для того чтобы сделать исследовательскую деятельность интересной и продуктивной, учитель может использовать различные формы работы: дискуссии, групповые проекты, творческие задания. Все эти методы помогают школьникам глубже вникать в изучаемый материал и развивают у них самостоятельность в принятии решений.

В заключение отметим, что формирование исследовательских навыков на уроках русского языка и литературы — важный аспект подготовки учащихся к жизни в современном обществе, где ценятся умение мыслить критически, анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Исследовательская деятельность развивает у школьников навыки работы с текстом, помогает углубить знания и понять культурные контексты изучаемых произведений. Применение проектных и исследовательских заданий на уроках способствует развитию самостоятельности и творческого подхода у школьников, что делает процесс обучения более осмысленным и увлекательным.

 

Список литературы

 

Михайлова, И. В. Развитие аналитических умений через исследовательскую деятельность // Образовательные исследования и инновации. — 2022. — № 5.

— С. 72-80.

Новиков, П. А. Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы: методические рекомендации // Образование и наука. — 2020. — № 2. — С. 50-57.

Петрова, А. В. Методы исследовательской деятельности в образовательном процессе // Современные образовательные технологии. — 2018. — № 4. — С. 37-44.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×