ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Зайцева Инна Владимировна,
учитель ГБОУ «Средняя школа №7
городского округа Мариуполь» ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные технологии, применяемые в преподавании русского языка и литературы. Эти технологии помогают учителям не только модернизировать учебный процесс, но и сделать его более интересным и эффективным для учащихся. Особое внимание уделено таким технологиям, как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), методика перевернутого класса и использование интерактивных образовательных платформ. В статье приведены примеры их успешного применения и влияние на учебные результаты школьников.
Ключевые слова: инновационные технологии, русский язык, литература, ИКТ, перевернутый класс, цифровые образовательные ресурсы, интерактивное обучение, ФГОС.
Современное образование находится в постоянном развитии, и одним из важных аспектов этого процесса является внедрение инновационных технологий в учебный процесс. В преподавании русского языка и литературы инновации играют ключевую роль, помогая сделать обучение более интерактивным и ориентированным на потребности современных школьников. Использование новых подходов позволяет не только повысить качество преподавания, но и стимулировать интерес учеников к предмету, развивать их критическое мышление, творческие и исследовательские навыки.
Основной задачей педагогов становится умелое применение инновационных технологий для того, чтобы расширить образовательные возможности учеников, помочь им глубже освоить учебный материал и развить ключевые компетенции, требуемые ФГОС.
Рассмотрим инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ занимают одно из ведущих мест в образовательном процессе. Применение мультимедийных презентаций, видеоуроков, интерактивных упражнений помогает учителям разнообразить методику преподавания и сделать обучение более динамичным. Для уроков литературы ИКТ можно использовать для создания видеороликов о жизни писателей, анализировать фильмы по литературным произведениям или обсуждать театральные постановки. Для уроков русского языка актуальны интерактивные тесты, онлайн-диктанты и упражнения на орфографию и пунктуацию.
2. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). ЦОР, такие как онлайн-библиотеки, образовательные платформы (например, «Российская электронная школа», «МЭШ»), и приложения для изучения языка, дают возможность ученикам самостоятельно изучать материалы, работать с текстами и готовить проекты. Такие ресурсы помогают учащимся осваивать материал в удобном для них темпе, что способствует повышению самостоятельности и ответственности за результаты обучения. ЦОР также используются для выполнения домашних заданий и подготовки к экзаменам, благодаря чему ученики могут практиковаться в любое удобное время.
3. Методика перевернутого класса. Одной из популярных инновационных методик является перевернутый класс, где основное изучение материала происходит дома, через просмотр видеоуроков и изучение теоретических материалов, а на уроках в школе ученики выполняют практические задания и проекты. Такая методика развивает самостоятельность учеников, позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе с учениками, помогая им лучше понять сложные темы. Например, перед уроком литературы ученикам можно предложить дома просмотреть лекцию о творчестве писателя, а на уроке обсудить произведение, проанализировать его ключевые моменты и выполнить исследовательскую работу.
4. Интерактивные образовательные платформы и игры. Интерактивные образовательные платформы, такие как «Quizlet», «Kahoot», «LearningApps», позволяют учителям создавать увлекательные образовательные игры, викторины и тесты. Эти технологии повышают мотивацию учеников, помогают лучше усваивать материал и развивают командную работу. Например, на уроках русского языка можно организовать командные соревнования по грамматике или правописанию, что делает процесс обучения более интересным и соревновательным.
5. Виртуальные экскурсии и образовательные видео. Инновационные технологии дают возможность виртуальных экскурсий по литературным музеям, связанным с жизнью и творчеством писателей. Такие экскурсии позволяют учащимся глубже погружаться в культурный контекст произведений. Видеоуроки и документальные фильмы, посвященные биографиям писателей или историческим эпохам, в которых создавались произведения, способствуют визуализации учебного материала, что помогает ученикам лучше запомнить и понять его.
Разберем примеры использования инновационных технологий:
- Использование интерактивных тестов. Для закрепления знаний по орфографии и пунктуации на уроках русского языка учителя могут использовать интерактивные тесты на платформах вроде «LearningApps». Учащиеся выполняют задания в игровой форме, что повышает их интерес и способствует лучшему усвоению материала.
- Видеоуроки по литературе. При изучении творчества классиков литературы учитель может предложить ученикам посмотреть документальные фильмы о жизни писателя и обсудить их на уроке. Это помогает лучше понять контекст произведений и способствует формированию более глубокого отношения к литературе.
- Интерактивные проекты и исследования. Инновационные технологии позволяют проводить интерактивные исследования литературных текстов. Например, можно организовать проект, где учащиеся будут анализировать произведение с помощью специальных программ, которые показывают частоту использования определенных слов и тем.
Учитель в условиях применения инновационных технологий играет роль не только передатчика знаний, но и организатора образовательного процесса. Основная задача — создать условия, в которых ученики будут активно включаться в учебный процесс, использовать современные инструменты для освоения материала и развивать собственные исследовательские и творческие способности. Педагог должен быть готов к постоянному обучению и освоению новых технологий, чтобы сделать учебный процесс максимально эффективным и интересным для учащихся.
В заключение отметим, что инновационные технологии играют важную роль в развитии современного образования. Их использование на уроках русского языка и литературы способствует повышению мотивации школьников, улучшению учебных результатов и развитию ключевых компетенций, требуемых ФГОС. Применение ИКТ, цифровых образовательных ресурсов, методики перевернутого класса и интерактивных образовательных платформ позволяет учителям сделать уроки более интересными и эффективными, обеспечивая глубокое погружение учеников в учебный процесс.
Список литературы
Бельская, Е. В. Инновационные технологии в образовательном процессе // Современные проблемы педагогики. — 2019. — № 4. — С. 45-53.
Иванова, А. Н. Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы: новые подходы // Вестник педагогики. — 2020. — № 2. — С. 39-47.
Кузнецова, Л. А. Перевернутый класс как инновационная методика обучения // Вопросы современного образования. — 2018. — № 1. — С. 54-62.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат