Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование у учащихся читательской компетенции на уроках литературного чтения. Работа №71405

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование у учащихся читательской компетенции на уроках литературного чтения
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

Жукова Елена Борисовна, учитель начальных классов

ГБОУ города Москвы «Школа № 1494»

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы и приемы формирования читательской компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения. Читательская компетенция является важной составляющей образовательного процесса, так как она развивает у учеников способность к восприятию, анализу и осмыслению текстов. Статья описывает ключевые методы, которые способствуют формированию интереса к чтению, повышению уровня понимания прочитанного, а также развития умений работы с различными жанрами литературных произведений. Особое внимание уделяется практическим приемам, таким как работа с текстом, использование вопросов на понимание, интерактивные формы работы с произведениями и групповое обсуждение.

Ключевые слова: читательская компетенция, литературное чтение, начальная школа, работа с текстом, анализ произведений, чтение, развитие мышления.

 

Формирование читательской компетенции является одной из важнейших задач начального образования. Чтение не только развивает языковые и коммуникативные навыки, но и закладывает основу для будущего успешного обучения по всем предметам. Умение осознанно читать, анализировать тексты, понимать их смысл и художественную ценность – это фундаментальные навыки, которые должны быть сформированы в младшем школьном возрасте. Уроки литературного чтения, в свою очередь, играют ключевую роль в развитии этих навыков.

Читательская компетенция включает в себя несколько аспектов: техническую сторону чтения (скорость, правильность и выразительность), умение понимать текст (осознанность) и его анализ (восприятие содержания и авторского замысла). Для успешного формирования всех этих компонентов учителю необходимо использовать разнообразные приемы и методы, которые помогут младшим школьникам не только научиться читать, но и полюбить чтение как процесс.

Одним из основных приемов формирования читательской компетенции является работа с текстом. Важно, чтобы ученики не просто читали произведение, но и осмысленно воспринимали его содержание. Для этого на уроках можно использовать вопросы и задания, направленные на проверку понимания прочитанного. Например, после чтения отрывка учитель может задать вопросы, которые помогут детям обратить внимание на детали текста, выявить главную мысль, проследить за логикой событий или охарактеризовать героев произведения. Такие вопросы развивают аналитическое мышление и учат детей вдумчивому восприятию прочитанного.

Не менее важен анализ литературных произведений. Учитель должен показывать ученикам, как разбирать текст на части, выделять ключевые моменты, определять тему и идею произведения. Например, после прочтения сказки или рассказа можно предложить детям найти в тексте ключевые эпизоды, обсудить поступки героев, их мотивацию, а также задуматься над тем, какие чувства и эмоции автор хотел передать через свой текст. Такой подход помогает учащимся глубже понять произведение и учит их не просто следить за сюжетом, но и анализировать его содержание.

Интерактивные методы также способствуют формированию читательской компетенции. В начальной школе важно использовать игровые формы работы с текстом, так как игра является естественным способом познания мира для детей. Например, можно предложить ученикам инсценировать фрагмент произведения, разыграть диалог между героями или придумать продолжение рассказа. Это не только активизирует внимание детей, но и развивает их креативное мышление, умение выражать свои мысли и эмоции, а также понимать персонажей на более глубоком уровне.

Групповая работа и обсуждение прочитанного также играют важную роль в развитии читательской компетенции. Работа в группах или парах позволяет ученикам делиться своими впечатлениями, обсуждать спорные моменты и обмениваться мнениями о прочитанном. Это развивает умение слушать других, аргументировать свою точку зрения и учит уважительно относиться к чужому мнению. Например, после чтения можно предложить детям обсудить вопросы типа: «Что бы ты сделал на месте героя?» или «Почему, по-твоему, автор так завершил историю?» Подобные обсуждения способствуют формированию критического мышления и учат детей осознанно подходить к анализу текста.

Работа с иллюстрациями и наглядными материалами также помогает учащимся лучше воспринимать текст и его содержание. Визуальные образы могут значительно упростить понимание сюжета и характеров героев, особенно в случае сложных для восприятия произведений. Учитель может предложить ученикам создать свои иллюстрации к тексту, что будет способствовать развитию творческого восприятия и более глубокому осмыслению содержания. Также можно использовать уже готовые иллюстрации, обсуждая, насколько точно они отражают идею произведения и представления детей о героях и событиях.

Для повышения уровня читательской компетенции важно также уделять внимание различным жанрам литературных произведений. Младшие школьники должны уметь работать с текстами разного характера: сказки, рассказы, стихотворения, басни и другие. Каждый жанр имеет свои особенности, и задача учителя – научить детей различать эти особенности, понимать их значение и место в литературе. Например, при работе со сказками можно акцентировать внимание на сказочных персонажах, их типичных чертах, а также на моральных уроках, которые заложены в сказочных сюжетах. При изучении стихотворений следует обратить внимание на ритм, рифму, музыкальность стихов и то, какие эмоции они вызывают у читателя.

Для успешного формирования читательской компетенции необходимо также активно привлекать родителей к процессу. Семейное чтение и обсуждение книг способствует более глубокому пониманию текста и формированию положительного отношения к чтению. Учитель может рекомендовать родителям не только читать вместе с детьми, но и обсуждать с ними прочитанное, задавать вопросы о содержании и морали произведений. Это укрепляет связь между школьной и домашней работой, а также помогает ученикам лучше закреплять полученные на уроках навыки.

Таким образом, формирование читательской компетенции у младших школьников – это многоступенчатый и разносторонний процесс, который требует от учителя применения различных методов и приемов. Работа с текстом, анализ произведений, интерактивные формы работы, групповое обсуждение и визуализация – все эти методы способствуют более глубокому восприятию и осмыслению прочитанного. Важно, чтобы дети не только научились читать, но и развили любовь к литературе, умение размышлять и делать выводы на основе прочитанного. Только в этом случае читательская компетенция будет сформирована полноценно и станет основой для дальнейшего успешного обучения.

 

Список литературы

 

Авдеева, А. В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А. В. Авдеева, М. В.

Молькова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23190/ (дата обращения: 01.10.2024).

Сильченкова

, Л.С. Формирование метапредметной и предметной читательских компетенций младших школьников / Л.С.

Сильченкова

, Т.Н. Кочеткова // Начальная школа. - 2014. - №12. - С. 29-33.

Юнусова Э

.

А

. Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения

// Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-kompetentnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya (дата обращения: 01.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×