Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий . Работа №71408

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Смирнова Ольга Михайловна, учитель начальных классов

ГБОУ Лицея № 445 курортного района (СПБ), г. Зеленогорск

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования учебной мотивации у младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Открываются ключевые подходы к пониманию мотивации как процессу и динамическому явлению, а также представляются различные способы внедрения ИКТ в образовательную практику для повышения заинтересованности детей в учебном процессе. Описываются методы, инструменты и примеры успешного использования ИКТ, включая презентации, анимации, образовательные игры и онлайн-курсы. Статья предлагает рекомендации для педагогов по созданию мотивационных условий, направленных на активизацию учебной деятельности учащихся.

Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, педагогические инновации.

 

Учебная мотивация является одним из ключевых факторов, определяющих успех обучения младших школьников. Она влияет на уровень активности учащихся, их желание и готовность изучать новые темы. В условиях современного общества, где технологии стремительно развиваются, возникает необходимость интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. ИКТ обладают высоким потенциалом для повышения учебной мотивации, так как они способствуют созданию интерактивной, увлекательной и разнообразной учебной среды.

Учебная мотивация включает в себя как внутренние, так и внешние факторы. Внутренняя мотивация связана с интересом, любопытством и желанием учиться ради самого процесса. Внешняя мотивация, в свою очередь, может включать такие факторы, как одобрение со стороны учителей, родителей или сверстников, а также наличие различных поощрений. Для младших школьников важно развивать как внутренние, так и внешние источники мотивации.

Когда у ребёнка есть интерес к изучаемому материалу, он погружается в процесс обучения, а ИКТ могут создать интересный контекст для изучения. Например, использование интерактивных приложений или образовательных видеоигр может сильно повлиять на мотивацию детей, предлагая не только информацию, но и динамичное взаимодействие.

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании мотивации. Интерактивность как ключевой фактор.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют создать интерактивные платформы, на которых ученики могут взаимодействовать с материалом, друг с другом и с учителем. Например, использование интерактивных досок, презентаций и мультимедийных материалов делает процесс обучения более наглядным и доступным.

Примеры использования ИКТ.

Образовательные игры: Они захватывают внимание учеников, предлагают им решать задачи в игровом формате, что способствуют повышению интереса к обучению и закреплению усвоенных знаний.

Виртуальные экскурсии и онлайн-ресурсы: Доступ к различным базам данных и виртуальным музеям расширяет кругозор учащихся и позволяет изучать предмет в более широком контексте.

Проектная деятельность: Использование программ для создания презентаций и совместного редактирования документов побуждает детей работать в команде, делиться идеями и углублять знания по теме.

Создание мотивационного пространства. Для успешной реализации ИКТ в образовательном процессе важно создать мотивационное пространство, которое поддерживает интерес и вовлечённость учащихся. Вот несколько рекомендаций для педагогов:

Индивидуальный подход: Учитывать интересы и предпочтения каждого ученика при выборе технологий и материалов.

Разнообразие методов: Использовать различные форматы и подходы, чтобы поддерживать интерес к учебному процессу и разными способами активизировать внимание детей.

Постоянная обратная связь: Создавать возможность для обсуждения результатов работы и поощрять вопросы и инициативу со стороны учащихся.

Участие родителей: Вовлечение родителей в образовательный процесс через онлайн-платформы, где они могут следить за успехами своих детей и даже участвовать в некоторых активностях.

Учителям начальных классов следует активно использовать инновационные методы работы с ИКТ, которые будут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Методы активного обучения.

Ситуационные задачи: Применение кейсов и ситуационных задач помогает ученикам использовать знания на практике и видеть их значимость.

Проектная методика: Дает возможность детям работать над длительными проектами, используя интернет-ресурсы и мультимедийные инструменты.

Групповая работа: ИКТ позволяют учащимся работать в группах над общими проектами, что развивает навыки сотрудничества и взаимодействия.

Использование образовательных платформ может оживить уроки и сделать их более интерактивными. Они позволяют создавать викторины, обсуждения и тесты, которые являются не только полезными, но и интересными для детей.

Формирование учебной мотивации у младших школьников является важной задачей для педагогов. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для создания увлекательного и познавательного учебного процесса. Активное внедрение ИКТ в образовательную практику способствует не только формированию интереса к учебе, но и развитию ключевых навыков, необходимых для успешной социализации и дальнейшего обучения. Педагоги должны стремиться к интеграции ИКТ в свои уроки, создавая тем самым здоровую и эффективную образовательную среду, способствующую самореализации и развитию каждого ученика.

 

Список литературы

Борзенкова Ольга Александровна, Василенко Анна Сергеевна Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) // Балканско научно обозрение. 2018. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/

article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov-sredstvami-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-teoreticheskiy-aspekt.

Яковлева Елена Викторовна, Гольцова Наталья Владимировна Информационно-коммуникац

ионные технологии как средство развития учебной мотивации обучающихся в начальной школе // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/ar

ticle/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsya-v-nachalnoy-shkole.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×