ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Смирнова Ольга Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ Лицея № 445 курортного района (СПБ), г. Зеленогорск
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования учебной мотивации у младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Открываются ключевые подходы к пониманию мотивации как процессу и динамическому явлению, а также представляются различные способы внедрения ИКТ в образовательную практику для повышения заинтересованности детей в учебном процессе. Описываются методы, инструменты и примеры успешного использования ИКТ, включая презентации, анимации, образовательные игры и онлайн-курсы. Статья предлагает рекомендации для педагогов по созданию мотивационных условий, направленных на активизацию учебной деятельности учащихся.
Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, педагогические инновации.
Учебная мотивация является одним из ключевых факторов, определяющих успех обучения младших школьников. Она влияет на уровень активности учащихся, их желание и готовность изучать новые темы. В условиях современного общества, где технологии стремительно развиваются, возникает необходимость интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. ИКТ обладают высоким потенциалом для повышения учебной мотивации, так как они способствуют созданию интерактивной, увлекательной и разнообразной учебной среды.
Учебная мотивация включает в себя как внутренние, так и внешние факторы. Внутренняя мотивация связана с интересом, любопытством и желанием учиться ради самого процесса. Внешняя мотивация, в свою очередь, может включать такие факторы, как одобрение со стороны учителей, родителей или сверстников, а также наличие различных поощрений. Для младших школьников важно развивать как внутренние, так и внешние источники мотивации.
Когда у ребёнка есть интерес к изучаемому материалу, он погружается в процесс обучения, а ИКТ могут создать интересный контекст для изучения. Например, использование интерактивных приложений или образовательных видеоигр может сильно повлиять на мотивацию детей, предлагая не только информацию, но и динамичное взаимодействие.
Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании мотивации. Интерактивность как ключевой фактор.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют создать интерактивные платформы, на которых ученики могут взаимодействовать с материалом, друг с другом и с учителем. Например, использование интерактивных досок, презентаций и мультимедийных материалов делает процесс обучения более наглядным и доступным.
Примеры использования ИКТ.
Образовательные игры: Они захватывают внимание учеников, предлагают им решать задачи в игровом формате, что способствуют повышению интереса к обучению и закреплению усвоенных знаний.
Виртуальные экскурсии и онлайн-ресурсы: Доступ к различным базам данных и виртуальным музеям расширяет кругозор учащихся и позволяет изучать предмет в более широком контексте.
Проектная деятельность: Использование программ для создания презентаций и совместного редактирования документов побуждает детей работать в команде, делиться идеями и углублять знания по теме.
Создание мотивационного пространства. Для успешной реализации ИКТ в образовательном процессе важно создать мотивационное пространство, которое поддерживает интерес и вовлечённость учащихся. Вот несколько рекомендаций для педагогов:
Индивидуальный подход: Учитывать интересы и предпочтения каждого ученика при выборе технологий и материалов.
Разнообразие методов: Использовать различные форматы и подходы, чтобы поддерживать интерес к учебному процессу и разными способами активизировать внимание детей.
Постоянная обратная связь: Создавать возможность для обсуждения результатов работы и поощрять вопросы и инициативу со стороны учащихся.
Участие родителей: Вовлечение родителей в образовательный процесс через онлайн-платформы, где они могут следить за успехами своих детей и даже участвовать в некоторых активностях.
Учителям начальных классов следует активно использовать инновационные методы работы с ИКТ, которые будут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.
Методы активного обучения.
Ситуационные задачи: Применение кейсов и ситуационных задач помогает ученикам использовать знания на практике и видеть их значимость.
Проектная методика: Дает возможность детям работать над длительными проектами, используя интернет-ресурсы и мультимедийные инструменты.
Групповая работа: ИКТ позволяют учащимся работать в группах над общими проектами, что развивает навыки сотрудничества и взаимодействия.
Использование образовательных платформ может оживить уроки и сделать их более интерактивными. Они позволяют создавать викторины, обсуждения и тесты, которые являются не только полезными, но и интересными для детей.
Формирование учебной мотивации у младших школьников является важной задачей для педагогов. Информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей для создания увлекательного и познавательного учебного процесса. Активное внедрение ИКТ в образовательную практику способствует не только формированию интереса к учебе, но и развитию ключевых навыков, необходимых для успешной социализации и дальнейшего обучения. Педагоги должны стремиться к интеграции ИКТ в свои уроки, создавая тем самым здоровую и эффективную образовательную среду, способствующую самореализации и развитию каждого ученика.
Список литературы
Борзенкова Ольга Александровна, Василенко Анна Сергеевна Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) // Балканско научно обозрение. 2018. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/
article/n/razvitie-uchebnoy-motivatsii-mladshih-shkolnikov-sredstvami-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-teoreticheskiy-aspekt.
Яковлева Елена Викторовна, Гольцова Наталья Владимировна Информационно-коммуникац
ионные технологии как средство развития учебной мотивации обучающихся в начальной школе // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/ar
ticle/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-uchebnoy-motivatsii-obuchayuschihsya-v-nachalnoy-shkole.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат