ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Хасанова Разиля Гиззатовна, воспитатель
МАДОУ "ДС №13 "РОДНИЧОК",ХМАО, пгт. Высокий
Аннотация. В современном дошкольном образовании важность развития речи детей трудно переоценить. Логоритмика, как интеграция логопедии и ритмики, представляет собой эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников. Данная статья рассматривает концепцию логоритмики, её содержание и структуру занятий, а также влияние логоритмических упражнений на развитие речевых навыков. Специальное внимание уделяется механизмам работы логоритмики и её интеграции в образовательный процесс.
Ключевые слова: логоритмика, коррекция речи, дошкольники, развитие речи, игровые методы, логопедическая работа, образовательный процесс, ритмика.
С каждым годом всё больше педагогов и логопедов обращаются к методам интеграции различных направлений для достижения более эффективных результатов в коррекции речевых нарушений. Одним из таких направлений является логоритмика. Этот метод фокусируется на развитии речи через движение, музыку и ритм, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным для детей.
Логоритмика охватывает как элементарные навыки артикуляции, так и социальные навыки взаимодействия. Она не только помогает в коррекции речевых недостатков, но и способствует всестороннему развитию детей. Процесс обучения, основанный на игре и музыке, облегчает запоминание речевых конструкций и способствует их использованию в повседневной жизни.
Логоритмика — это система комплексного воздействия на речевое развитие детей через ритм и движению. Этот метод сочетает в себе упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и общей двигательной активности.
Цели логоритмики включают:
Коррекция речевых недостатков. Упражнения, направленные на исправление звукопроизношения, развитие слоговой структуры слова и улучшение темпо-ритмических аспектов речи.
Развитие слуховой и зрительной памяти. Занятия логоритмикой способствуют формированию устойчивых навыков запоминания последовательностей и ритмов.
Стимуляция моторного развития. С помощью ритмических движений происходит развитие координации и моторики.
Социальное взаимодействие. Логоритмика подразумевает участие в коллективных заданиях, что развивает навыки общения и сотрудничества.
Занятия по логоритмике имеют четкую структуру, что позволяет оптимально использовать время и ресурсы. Обычно они включают:
Разминка. Упражнения для разогрева и подготовки детей к занятиям, включающие движения, звукоподражания и простые ритмические схемы.
Основная часть. Чередование ритмических заданий, связанных с развитием артикуляции и фонематического восприятия, и творческих заданий, где дети могут проявить свою креативность.
Заключительная часть. Итоговое упражнение, позволяющее закрепить изученный материал и оценить результаты работы.
Каждое занятие должно строиться на принципах доступности, занимательности и развлекательности, что обеспечит мотивацию и интерес у детей.
Влияние логоритмики на развитие речевых навыков. Эмоциональный отклик.
Логоритмика активно задействует эмоции детей. Использование музыки, ритмичных движений и игр создает положительный эмоциональный фон, что способствует снижению уровня тревожности и повышению самооценки. Как следствие, дети начинают охотно участвовать в занятиях, что значительно увеличивает эффективность коррекции речевых нарушений.
Улучшение артикуляционной моторики.
Занятия логоритмикой активно включают упражнения на развитие артикуляционной моторики. Использование ритмичных и мелодичных фраз помогает детям не только запомнить правильное произношение звуков, но и научиться управлять движениями речевого аппарата.
Развитие фонематического слуха.
Логоритмика включает множество упражнений на распознавание и воспроизведение звуковых эффектов. Это способствует улучшению фонематического слуха, что очень важно для правильного восприятия и анализа речи, а также для её практического использования.
Социальные навыки.
Занимаясь в группе, дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться впечатлениями и эмоциями, что также способствует развитию их коммуникативных навыков. Эти аспекты имеют важное значение для успешной социализации детей.
Рекомендации по применению.
Создание логопедического пространства. Упражнения должны быть интегрированы в обычные занятия, а не восприниматься как что-то отдельное. Важно создать атмосферу, в которой логоритмика станет естественной частью образовательного процесса.
Комбинирование с другими методами. Эффективно сочетать логоритмику с другими логопедическими методами, такими как игры, театрализация, работа с книгами и т.д.
Регулярность занятий. Для достижения заметного результата занятия по логоритмике должны проводиться регулярно, а не эпизодически.
Логоритмика является эффективным инструментом в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Ее использование позволяет не только развивать речь, но и улучшать эмоциональное состояние, моторику и социальные навыки детей. Педагоги и логопеды, принимая во внимание уникальные особенности логоритмики, могут значительно улучшить качество коррекционной работы и обеспечить всестороннее развитие детей. Интеграция логоритмики в образовательный процесс открывает новые горизонты для достижения гармоничного и комплексного развития дошкольников, делая обучение увлекательным и плодотворным.
Список литературы
Дмитриченко, Л. Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием
логоритмических
занятий / Л. Г. Дмитриченко, О. А. Серова, Н. Г. Шеховцова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 471-472. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59082/.
Есаян, С. Н.
Речедвигательная
гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста / С. Н. Есаян, Г. И.
Статва
. —
Текст :
непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI
Междунар
. науч.
конф
. (г. Пермь, апрель 2015 г.). —
Пермь :
Меркурий, 2015. — С. 84-86. — URL:
https://moluch.ru/conf/
ped
/
archive
/149/7759/.
Капицына
, Г. А. Использование технологии
логоритмических
игр и упражнений в коррекционно-речевой и педагогической практике специалистами ДОУ / Г. А.
Капицына
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31358/.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат