НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Хасанова Разиля Гиззатовна, воспитатель
МАДОУ "ДС №13 "РОДНИЧОК",ХМАО, пгт. Высокий
Аннотация. Статья посвящена исследованию нестандартных техник рисования как инструменту развития детей дошкольного возраста. Рассматриваются виды нетрадиционного рисования, их влияние на творческое мышление, эмоциональную сферу и мелкую моторику. Подходы к организации занятий с использованием этих техник описываются через призму практических советов для воспитателей. Приводятся примеры успешного интегрирования нестандартных методов в образовательный процесс, что способствует всестороннему развитию ребенка.
Ключевые слова: нестандартные техники рисования, дошкольное развитие, креативность, эмоциональное развитие, мелкая моторика, художественное творчество, игры с красками.
Искусство рисования играет важную роль в развитии дошкольников. Оно не только развивает творческое мышление и креативность, но также помогает детям выражать свои эмоции и чувства. Нестандартные техники рисования становятся всё более популярными в воспитании и образовании, так как они вдохновляют детей на новые идеи и подходы в творчестве. В данной статье мы рассмотрим несколько методов нетрадиционного рисования, их влияние на развитие детей и практические рекомендации для воспитателей.
Рисование является важным аспектом раннего развития детей, способствуя формированию таких навыков, как:
Мелкая моторика: Развитие моторики рук через использование различных инструментов и техник рисования.
Креативность: Стимуляция фантазии и оригинальности.
Эмоциональное выражение: Возможность выразить чувства и переживания через творчество.
Когнитивное развитие: Познание окружающего мира и развитие ассоциативного мышления.
Дети учатся не только передавать свои впечатления на бумаге, но и понимать, как использовать цвет, форму и текстуру для создания своих работ.
Нестандартные техники рисования. Рисование с помощью природных материалов.
Использование природных материалов (листьев, веточек, камней) в качестве инструментов для рисования позволяет детям изучать текстуру и форму. Дети могут рисовать отпечатки листвы или создавать композиции из разных природных элементов. Этот вид творчества налаживает связь с природой и способствует развитию наблюдательности.
Мастихин и другие инструменты. Применение мастихина вместо традиционного карандаша или кисти делает процесс рисования более увлекательным. Дети могут экспериментировать с булочками, формируя рельефные картины. Это помогает развивать координацию движений и терпение.
Рисование на стекле или зеркале. Данная техника позволяет детям взаимодействовать с прозрачной поверхностью, создавая удивительные эффекты. Используя специальные маркеры для стекла, дети могут рисовать и смывать свои работы, что развивает чувство свободы и эксперимента.
Рисование с закрытыми глазами. Закрытые глаза избавляют детей от привычных стереотипов восприятия, что помогает раскрыть внутренний мир. Дети могут рисовать на ощупь, опираясь на свои чувства, что открывает новые горизонты творчества и самовыражения.
Рисование с использованием стенных росписей. Создание совместных коллективных настенных росписей развивает командный дух и социальные навыки. Дети учатся работать в команде, обсуждают идеи, учатся договариваться и воспринимать мнения других.
Нестандартные методы рисования активизируют фантазию и креативность детей. В процессе экспериментов с формами и цветами они начинают вырабатывать собственный стиль и находить оригинальные решения.
Рисование позволяет детям свободно выражать свои чувства. Нестандартные подходы дают возможность освободиться от жестких рамок и правил, тем самым способствуя более глубокому эмоциональному вовлечению в процесс. Это особенно важно для детей, которые испытывают трудности в лечении своих эмоций.
Использование различных материалов и инструментов развивает мелкую моторику, что является основой для дальнейшего обучения письму и другим видам деятельности. Чем разнообразнее техника, тем больше тактильных ощущений получает ребенок.
Коллективные проекты повышают уровень взаимодействия между детьми. Работая вместе, они учатся уважать чужие мнения, делиться идеями и принимать конструктивную критику.
Практические рекомендации для воспитателей
Создание творческой атмосферы. Важно, чтобы пространство для рисования вдохновляло детей. Используйте яркие цвета, создавайте уютные уголки, где дети могут чувствовать себя комфортно и свободно в своем самовыражении.
Индивидуальный подход. Обратите внимание на интересы и предпочтения каждого ребенка. Позвольте им выбирать, какой материал использовать и какую технику применять.
Экспериментирование и свобода выбора. Поощряйте детей к экспериментам. Не бойтесь, если результаты рисования не соответствуют классическим представлениям о «красивом» произведении искусства. Главное — это процесс, а не результат.
Вовлечение родителей. Проводите мастер-классы для родителей, чтобы они могли лучше понять значение творчества в жизни их детей. Сотрудничество с семьей укрепляет интерес к творчеству и создаёт единую образовательную среду.
Нестандартные техники рисования в дошкольном образовании открывают перед детьми новые горизонты для самовыражения, творчества и эмоционального развития. Они позволяют не только развивать художественные навыки, но и способствуют формированию устойчивого интереса к искусству, раскрывая внутренний мир ребёнка. Воспитателям следует активно внедрять эти техники в практику, создавая условия для творческого роста своих воспитанников.
Список литературы
Дельден
А. Т. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста // Вестник
КазНацЖенПУ
. 2019. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye
-tehniki-risovaniya-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Нуриева Алеся
Радиевна
, Миннуллина Розалия
Фаизовна
, Багаутдинова Гульназ
Радиковна
Нетрадиционная техника рисования в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования.
2022. №76-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnaya-tehnika-risovaniya-v-razvitii-melkoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.
Филева Т. И. Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста // Наука и современность.
2012. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат