Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Психолого-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Работа №71415

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Психолого-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения
Работа:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 

Новак Ольга Федоровна, воспитатель

ГБОУ Луганской Народной Республики

"Республиканский учебно-реабилитационный центр"

 

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Описываются основные задачи и методы работы воспитателя учебно-реабилитационного центра с родителями, направленные на снижение психологического напряжения, повышение уровня информированности, а также на формирование адекватных стратегий воспитания и взаимодействия с ребенком. Освещается важность создания конструктивного взаимодействия между специалистами и семьей для обеспечения гармоничного развития ребенка.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, родители детей с нарушением зрения, воспитание детей, учебно-реабилитационный центр, психологическая адаптация, взаимодействие с семьей.

 

Психолого-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, является важным элементом работы учебно-реабилитационного центра. Воспитание ребенка с особыми потребностями требует от родителей не только физических и эмоциональных сил, но и особых знаний и подходов, что может быть связано с множеством стрессов и трудностей. Задача воспитателя и других специалистов — не только помочь ребенку адаптироваться к жизни с ограничениями зрения, но и обеспечить психологическую и педагогическую поддержку его семье.

Прежде всего, родителям необходимо помочь принять особенности своего ребенка и понять, что, несмотря на нарушение зрения, он способен развиваться, учиться и становиться самостоятельным. Этот процесс может быть трудным, так как многие родители испытывают шок и стресс, узнав о диагнозе своего ребенка. Воспитатель должен проявлять чуткость и понимание, помогая родителям преодолеть негативные эмоции, такие как чувство вины или страх за будущее ребенка. Важно показать, что с правильной поддержкой и обучением дети с нарушением зрения могут достигать успехов.

Один из важных аспектов психолого-педагогической поддержки заключается в информировании родителей о специфике развития и воспитания детей с нарушением зрения. Многие родители не имеют полного представления о возможностях и ограничениях своего ребенка, что может приводить к неверным воспитательным стратегиям. Воспитатель должен предоставлять родителям необходимую информацию о том, как развивать у ребенка навыки самообслуживания, коммуникации и учебной деятельности с учетом его особенностей. Консультации, обучающие семинары, встречи с тифлопедагогами и другими специалистами помогут родителям глубже понять, как эффективно поддерживать ребенка.

Немаловажную роль в работе с родителями играет помощь в формировании адекватных ожиданий. Иногда родители могут ожидать от ребенка слишком многого или, наоборот, занижать требования, полагая, что нарушение зрения серьезно ограничивает его возможности. Важно помочь родителям установить реалистичные цели и ожидания, которые будут способствовать гармоничному развитию ребенка, не вызывая у него излишнего давления или заниженной самооценки. Родителям важно понимать, что успехи ребенка будут зависеть от его индивидуальных особенностей и темпов развития, и их поддержка играет в этом ключевую роль.

Психолого-педагогическая поддержка включает также обучение родителей эффективным методам взаимодействия с ребенком. Дети с нарушением зрения могут нуждаться в специальных методах коммуникации и обучения, и родителям необходимо освоить эти подходы. Воспитатель может предложить различные методики, направленные на развитие тактильного восприятия, слухового внимания, навыков пространственной ориентации и самостоятельности. Важно, чтобы родители активно включались в процесс обучения ребенка, помогая ему закреплять полученные навыки в повседневной жизни.

Кроме того, особое внимание уделяется эмоциональной поддержке родителей. Воспитание ребенка с нарушением зрения связано с повышенной ответственностью и стрессом, и многие родители сталкиваются с эмоциональным выгоранием. Воспитатель должен оказывать родителям поддержку, помогать справляться с тревогой и чувством усталости, предлагать методы релаксации и эмоциональной саморегуляции. Организация групп поддержки для родителей, где они могут делиться своим опытом и получать советы от специалистов и других семей, может стать важным ресурсом для преодоления трудностей.

Работа с родителями должна быть направлена на формирование положительного восприятия и уверенности в своих силах. Родители должны чувствовать, что они не одиноки в своих трудностях, что всегда могут обратиться за помощью и консультацией к воспитателям и другим специалистам центра. Важно создавать атмосферу доверия и открытого общения, где родители могут делиться своими переживаниями и получать обратную связь.

Важным аспектом работы воспитателя является включение родителей в реабилитационный процесс. Родители не должны быть пассивными наблюдателями, их участие в занятиях и программах реабилитации является важным условием успеха. Совместная работа специалистов и родителей помогает ребенку быстрее адаптироваться к условиям жизни с нарушением зрения, а также улучшает взаимодействие внутри семьи. Воспитатель должен вовлекать родителей в процесс планирования и реализации образовательных и реабилитационных мероприятий, помогая им стать активными участниками воспитания и развития своего ребенка.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка родителей детей с нарушением зрения является неотъемлемой частью работы учебно-реабилитационного центра. Воспитатель играет ключевую роль в обеспечении этой поддержки, помогая родителям преодолеть стресс, получить необходимые знания и навыки, а также поддерживать эмоциональное благополучие. Только при условии тесного сотрудничества между специалистами центра и родителями можно создать условия для гармоничного развития ребенка и его успешной адаптации к жизни.

 

Список литературы

 

Воспитываем ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие для родителей / Л.А.

Асламазова

, Д.Г.

Коблева

, А.Н. Сафонова; под ред. Л.А.

Асламазовой

/ – Майкоп, 2019. – 108 с.

Кожанова Н

.

С

.

Общение родителей с незрячими и слабовидящими детьми в условиях семейного воспитания //

ПНиО

. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschenie-roditeley-s-nezryachimi-i-slabovidyaschimi-detmi-v-usloviyah-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 01.10.2024).

Участие семьи в реабилитации ребенка с нарушением зрения: социологический анализ родительских стратегий / С. И. Блохина, А. В. Старшинова, Е. Л. Ерина, Е. А. Степанова // Интеграция медицины и психологии в XXI веке / Уральский государственный университет им. А.М. Горького, Уральская государственная медицинская академия, Государственное учреждение здравоохранения Детская больница восстановительного лечения, Научно-практический реабилитационный центр «БОНУМ». – Екатеринбург: Издательский дом ООО "СВ-96", 2007. – С. 110-119. – EDN VNFNVL.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×