МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Гуцан Олеся Александровна педагог-психолог
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. С.В.Орлова" г.Хабаровск
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению методов и техник коррекционной работы с агрессивными подростками в условиях образовательных учреждений. В работе анализируются психологические причины агрессивного поведения подростков, а также предложены эффективные стратегии и техники для коррекции агрессии. Особое внимание уделяется роли педагога-психолога в работе с данной категорией учащихся. В статье также приведены практические рекомендации по созданию позитивной образовательной среды, направленной на уменьшение уровня агрессии и развитие навыков саморегуляции.
Ключевые слова: агрессивное поведение, подростковая агрессия, коррекционная работа, педагог-психолог, саморегуляция, психотерапевтические техники, эмоциональная регуляция.
Период подросткового возраста характеризуется множеством психоэмоциональных изменений, что может приводить к возникновению конфликтов, эмоциональных всплесков и агрессивного поведения. Агрессия у подростков может проявляться в разных формах: от вербальных угроз и оскорблений до физического насилия. Для педагога-психолога работа с агрессивными подростками является сложной, но крайне важной задачей, так как от успешности коррекции агрессивного поведения зависит дальнейшее эмоциональное и социальное развитие подростка.
Коррекционная работа с подростками, проявляющими агрессивное поведение, требует применения специализированных методов и техник, направленных на снижение уровня агрессии и развитие у подростков навыков саморегуляции, эмпатии и умения справляться с конфликтами. Важно учитывать не только индивидуальные особенности личности подростка, но и те социальные и семейные факторы, которые могут усиливать агрессию.
Прежде чем перейти к рассмотрению методов коррекционной работы, важно понять причины, вызывающие агрессию у подростков. Психологи выделяют несколько ключевых факторов, которые могут провоцировать агрессивное поведение.
1. Личностные особенности: Некоторые подростки от природы обладают повышенной возбудимостью, склонностью к импульсивным реакциям и низкой устойчивостью к стрессам. Недостаточная эмоциональная регуляция может усиливать агрессивные проявления в поведении.
2. Семейные факторы: Семейная среда играет огромную роль в формировании поведения подростка. Неблагополучная семья, где присутствует насилие, агрессия или эмоциональная холодность, может стать источником формирования агрессивного поведения у подростка. Также проблемы в отношениях между родителями и ребенком, такие как недостаток внимания или гиперопека, могут способствовать агрессии.
3. Социальная среда: Влияние сверстников, особенно в подростковом возрасте, имеет большое значение. Подростки часто подвержены групповому давлению, и если в их окружении агрессивное поведение считается нормой, они могут перенимать подобные модели поведения.
4. Стресс и фрустрация: Подростковый возраст — это период интенсивных эмоциональных переживаний и изменений, связанных с социальной адаптацией, учебной деятельностью, поиском идентичности и межличностными отношениями. Постоянные стрессы и фрустрации, вызванные этими процессами, могут вызывать агрессивные реакции.
5. Психологические травмы: Подростки, пережившие психологические или физические травмы, например, в результате насилия или потерь, часто склонны к агрессивному поведению, которое может быть способом выражения внутренней боли или попыткой защитить себя.
В зависимости от причин агрессии, методов и подходов к коррекционной работе может быть несколько. Педагог-психолог должен учитывать индивидуальные особенности подростков, их семейный фон и социальную ситуацию, чтобы выбрать наиболее эффективные методы.
1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Когнитивно-поведенческая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции агрессивного поведения. КПТ помогает подросткам осознать связь между их мыслями, эмоциями и действиями. Один из ключевых аспектов КПТ — это научить подростков распознавать и корректировать деструктивные мысли, которые ведут к агрессивным реакциям.
- Коррекция когнитивных искажений: Агрессивные подростки часто интерпретируют нейтральные или даже позитивные действия окружающих как враждебные. Например, если одноклассник случайно задел их в коридоре, они могут воспринять это как намеренное нападение. КПТ помогает подросткам осознать эти искажения и научиться более объективно оценивать ситуации.
- Моделирование поведения: Важной частью КПТ является обучение подростков альтернативным способам реагирования на стрессовые или конфликтные ситуации. В этом контексте используются техники ролевых игр, где подростки могут безопасно отрабатывать новые модели поведения.
- Обучение навыкам эмоциональной регуляции: Подростки учатся распознавать признаки приближающегося всплеска агрессии и применять техники управления своими эмоциями, такие как дыхательные упражнения, отсрочка реакции, использование внутренних позитивных установок.
2. Арт-терапия
Арт-терапия предоставляет подросткам возможность выразить свои эмоции через творческую деятельность. Многие агрессивные подростки испытывают трудности с вербализацией своих чувств, и арт-терапия может стать для них способом самовыражения, снижения уровня тревожности и внутреннего напряжения.
- Рисование: Психолог может предложить подростку нарисовать свою агрессию или ситуацию, которая вызывает гнев. Это позволяет подростку осознать свои чувства и взглянуть на них со стороны.
- Создание коллажей: Этот метод помогает подросткам работать с эмоциональными конфликтами и осознать свои глубинные переживания. Работа с образами и символами в ходе создания коллажа помогает подростку понять свои эмоциональные реакции.
- Музыкальная терапия: Работа с музыкой, пение, игра на музыкальных инструментах могут помочь подросткам снять внутреннее напряжение и агрессию, особенно если они не могут выразить свои чувства словами.
3. Тренинг навыков общения
Агрессивные подростки часто испытывают трудности в общении с окружающими. Тренинг навыков общения помогает им развить более конструктивные модели взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Обучение активному слушанию: Подростки учатся внимательно слушать собеседника, не прерывая его и не высказывая суждений. Это помогает снизить уровень конфликтов и развивает эмпатию.
- Работа с невербальными навыками: Многие подростки не осознают, как их невербальные сигналы могут провоцировать агрессию. Педагог-психолог может проводить занятия, где подростки будут учиться контролировать свои жесты, мимику и тон голоса.
- Развитие навыков разрешения конфликтов: Подростки обучаются техникам медиации и компромисса, которые позволяют им избегать конфликтов или разрешать их мирным путем.
4. Эмоционально-стрессовые метод
Для работы с подростками, которые часто сталкиваются с эмоциональным перенапряжением и неспособны справляться с ним, эффективно использовать техники релаксации и управления стрессом.
- Техники дыхания и релаксации: Обучение подростков простым техникам дыхания и расслабления мышц может помочь им снизить уровень агрессии в момент эмоционального всплеска.
- Медитация и осознанность (mindfulness): Эти техники помогают подросткам фокусироваться на настоящем моменте и осознавать свои эмоции без осуждения. Практика медитации способствует улучшению самоконтроля и снижению агрессивных импульсов.
5. Семейная терапия
Поскольку агрессия у подростков часто связана с неблагоприятной семейной обстановкой, включение семьи в процесс коррекционной работы может значительно повысить эффективность вмешательства. Семейная терапия позволяет выявить скрытые конфликты, улучшить коммуникацию между членами семьи и создать благоприятную атмосферу для эмоционального развития подростка.
- Работа над взаимоотношениями в семье: Психолог может помочь родителям и подросткам наладить взаимопонимание, научить родителей эффективным методам воспитания и разрешения конфликтов, а также поддерживать подростков в их эмоциональном развитии.
- Обучение родителей: Родители учатся конструктивным способам взаимодействия с подростком, как правильно реагировать на его агрессивные всплески и поддерживать его в трудные моменты.
Педагог-психолог играет важную роль в процессе коррекции агрессивного поведения у подростков. Его задача заключается не только в работе с самим подростком, но и в создании благоприятной образовательной среды, где агрессия будет минимизирована. Психолог также взаимодействует с педагогами и родителями, чтобы выработать комплексный подход к решению проблемы.
- Создание безопасной образовательной среды: Психолог помогает создать в школе атмосферу доверия и поддержки, где подростки могут чувствовать себя комфортно и не бояться выражать свои эмоции конструктивным способом.
- Обучение педагогов и родителей: Педагог-психолог проводит тренинги и семинары для учителей и родителей, где рассказывает о природе агрессии у подростков и предлагает стратегии для ее коррекции.
- Индивидуальная работа с подростками: Важной частью работы психолога является индивидуальное консультирование агрессивных подростков, где он помогает им осознать причины своей агрессии и научиться контролировать свои эмоции.
В заключение можно отметить. что коррекционная работа с агрессивными подростками требует комплексного подхода, включающего использование различных методов и техник. Педагог-психолог играет ключевую роль в процессе изменения агрессивного поведения, помогая подросткам развить навыки эмоциональной регуляции, самовыражения и общения. Благодаря созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды, а также активному вовлечению родителей и педагогов, возможно значительно снизить уровень агрессии у подростков и способствовать их успешной социальной адаптации.
Список литературы
1.Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для вузов / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Бочанцева Л.И., Городилова М.А. Психологические средства коррекции агрессивного поведения у подростков, воспитывающихся в проблемных семьях // Проблемы современного образования. 2019. №5.
3.Болотова, А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии : учебник и практикум для вузов / А. К. Болотова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат