Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников с особыми возможностями здоровья. Работа №71436

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников с особыми возможностями здоровья
Работа:
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Мартынова Лариса Георгиевна, учитель-логопед
ГБОУ Школа № 962 г. Москва
Аннотация: В статье рассматриваются методы и стратегии профилактики нарушений письма и чтения у дошкольников с особыми возможностями здоровья. Освещаются ключевые аспекты раннего вмешательства, роль логопедов и воспитателей в процессе коррекции, а также значимость индивидуального подхода и использования игровых методик. Приведены примеры практических заданий, которые помогут создать благоприятные условия для развития навыков чтения и письма.
Ключевые слова: профилактика, нарушения письма и чтения, дошкольники, особые возможности здоровья, логопедия, игровые методики.
Профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников с особыми возможностями здоровья — одна из ключевых задач, стоящих перед специалистами в области коррекционного образования. Дети с особыми потребностями, такими как задержка психического развития, речевые нарушения или нарушения слуха, требуют особого подхода и внимания, чтобы обеспечить им успешную интеграцию в общество и обучение. Раннее вмешательство и систематическая работа по профилактике нарушений могут значительно повысить шансы детей на успешное освоение навыков чтения и письма.
Основной задачей в профилактике нарушений является создание условий для полноценного речевого и когнитивного развития детей. На первом этапе важно выявить детей, находящихся в группе риска, и провести диагностику их речевых и когнитивных навыков. Логопеды и педагоги должны активно сотрудничать, чтобы выявить трудности, с которыми сталкиваются дети. Например, дети с недостаточной развитостью фонематического восприятия могут испытывать трудности как в чтении, так и в письме, что требует ранней коррекции.
На основе диагностики логопед разрабатывает индивидуальный план профилактики, который учитывает особенности каждого ребенка. Важно установить краткосрочные и долгосрочные цели, направленные на развитие необходимых навыков. Например, если ребенок имеет трудности с определением начальных звуков слов, логопед может поставить цель — развить фонематическое восприятие через игры и упражнения, направленные на различение и выявление звуков.
Игровая методика становится основным инструментом в процессе профилактики нарушений письма и чтения. Игры, направленные на развитие мелкой моторики, памяти, внимания и слухового восприятия, могут значительно улучшить подготовку детей к освоению навыков чтения и письма. Например, использование пальчиковых игр помогает развивать координацию и укреплять мышцы рук, что является важным аспектом подготовки к письму. Игры с карточками, в которых дети сопоставляют изображения с начальным звуком слова, помогут им развивать фонематическое восприятие.
Также стоит обратить внимание на использование наглядных материалов. Визуальные подсказки, такие как картинки, схемы и карточки, могут помочь детям лучше усвоить материал. Например, создание красочных буклетов с изображениями букв и предметов, начинающихся с этих букв, позволяет ребенку легче запоминать алфавит и его звучание. Кроме того, использование игровых приложений и мультимедийных ресурсов может повысить интерес детей к обучению и помочь им осваивать навыки чтения и письма в увлекательной форме.
Не менее важным является создание комфортной и поддерживающей атмосферы на занятиях. Дети с особыми возможностями здоровья могут быть особенно чувствительны к критике и неудачам, поэтому логопеду следует акцентировать внимание на успехах каждого ребенка, поощрять его и поддерживать мотивацию. Например, можно использовать систему поощрений, где дети получают наклейки за выполнение заданий или участие в играх. Это поможет им чувствовать себя уверенно и значительно повысит желание заниматься.
Работа с родителями играет важную роль в профилактике нарушений письма и чтения. Логопед должен вовлекать родителей в процесс обучения, предоставляя им рекомендации по выполнению домашних заданий и упражнениям. Например, можно предложить родителям проводить занятия по чтению книг вслух и обсуждать их с детьми. Это поможет развивать речевые навыки и формировать интерес к чтению. Кроме того, проведение семинаров и мастер-классов для родителей может стать отличной возможностью для обмена опытом и получения рекомендаций.
Индивидуальный подход к каждому ребенку позволяет более эффективно решать проблемы, связанные с нарушениями письма и чтения. Логопеду следует учитывать уровень подготовки, интересы и потребности каждого малыша, что поможет создавать индивидуальные задания и упражнения. Например, для ребенка, которому сложно сосредоточиться на занятиях, можно разработать короткие, но интенсивные упражнения, которые не утомят его и сохранят интерес.
Совместные мероприятия с воспитателями способствуют более эффективной профилактике нарушений. Логопед может проводить совместные занятия, где воспитатели будут использовать разработанные им методики и приемы в групповых занятиях. Например, можно организовать театрализованные постановки, которые помогут развивать речевые навыки и социализацию детей. Воспитатели могут включать в свои занятия элементы логопедических игр, что позволит детям регулярно практиковать речевые навыки.
Технологии могут сыграть важную роль в профилактике нарушений. Использование интерактивных приложений и обучающих программ может сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для детей. Например, приложения, которые предлагают упражнения на развитие фонематического восприятия или тренировки навыков письма, могут значительно повысить эффективность занятий. Главное — подобрать технологии, которые будут соответствовать возрасту и уровню подготовки детей.
Обратная связь между логопедом, воспитателями и родителями является важным аспектом профилактики. Регулярные встречи и обсуждения прогресса детей помогают всем участникам процесса быть в курсе успехов и трудностей, с которыми сталкиваются дети. Это создает единое информационное поле и позволяет совместно разрабатывать стратегии для работы с каждым ребенком.
В заключение, профилактика нарушений письма и чтения у дошкольников с особыми возможностями здоровья требует комплексного и индивидуального подхода. Совместная работа логопедов, воспитателей и родителей, использование игровых методик и современных технологий создают условия для успешного развития речевых навыков. Раннее вмешательство, активное сотрудничество и внимание к каждому ребенку помогут значительно снизить риск возникновения нарушений и обеспечить успешную социализацию детей в будущем. Профессионализм и чуткость специалистов в этом процессе играют решающую роль в формировании позитивной атмосферы для обучения и развития детей.
Список литературы
Богаткова А.К., Медведева Е.Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-fonematicheskoy-storony-rechi-starshih-doshkolnikov-kak-profilaktika-narusheniy-pisma-i-chteniya
Гонтаренко И.В., Азлецкая Е.Н. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-detskom-sadu-opyt-problemy-perspektivy-razvitiya
Медведева Е.Ю., Богаткова А.К. Исследование нарушений фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-narusheniy-fonematicheskoy-storony-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×