Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры
Коматина Светлана Анатольевна, учитель физической культуры
ГБОУ г. Москвы «Измайловская школа № 1508»
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию культуры здорового образа жизни у школьников через уроки физической культуры. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) включает в себя не только физическую активность, но и правильное питание, эмоциональную стабильность, соблюдение режима дня и отказ от вредных привычек. Автор предлагает различные методы и приемы, которые могут помочь учителю физкультуры вовлечь учащихся в процесс формирования ЗОЖ, включая подвижные игры, обсуждения и практические занятия. Статья также акцентирует внимание на важности комплексного подхода, который соединяет физическую культуру с осознанностью и ответственностью за собственное здоровье.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, школьники, здоровье, спорт, уроки физкультуры, формирование культуры здоровья.
Современная школа играет важную роль в формировании у детей правильных привычек и ценностей, связанных с заботой о собственном здоровье. В этом процессе уроки физической культуры занимают ключевое место, так как они обеспечивают не только физическое развитие, но и способствуют осознанию учащимися важности активного образа жизни и соблюдения принципов здорового питания. Формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) на уроках физкультуры может стать неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка.
Одной из важнейших задач учителя физкультуры является вовлечение школьников в активную деятельность и привитие им осознанного отношения к своему здоровью. В процессе обучения физическим упражнениям и спортивным играм ученики развивают не только физическую выносливость и координацию, но и учатся заботиться о своем теле, понимать его потребности и возможности. Например, при изучении темы "Основы правильной осанки" учитель может рассказать о значении хорошей осанки для здоровья позвоночника и общего самочувствия, а затем предложить учащимся простые упражнения для её поддержания в повседневной жизни. Такой подход делает занятия более прикладными, а значит, учащиеся видят реальную пользу от полученных знаний.
Одним из методов, который способствует формированию культуры ЗОЖ, является интеграция знаний о здоровом питании и физической активности. На уроках физкультуры можно проводить небольшие лекции или дискуссии о важности баланса между потреблением калорий и их расходом. Учитель может объяснить школьникам, почему правильное питание и физическая активность должны идти рука об руку. Например, можно предложить ученикам посчитать, сколько калорий они сжигают за одно занятие, и обсудить, как питание влияет на их спортивные результаты и общее состояние здоровья.
Особое внимание стоит уделить психоэмоциональному состоянию детей, так как физическая активность непосредственно связана с эмоциональной стабильностью. Регулярные занятия спортом помогают снижать уровень стресса и тревожности, улучшают настроение и общее самочувствие. Введение в уроки физкультуры подвижных игр и командных соревнований способствует не только физическому развитию, но и формирует у детей такие качества, как терпение, настойчивость, умение работать в команде и принимать поражения. Например, игра «Веселые старты», где учащиеся соревнуются в различных спортивных дисциплинах, помогает им не только развивать физическую подготовку, но и учит управлять эмоциями, взаимодействовать с товарищами по команде и справляться с напряженными ситуациями.
Еще одним аспектом формирования культуры здорового образа жизни является воспитание у школьников привычки соблюдать режим дня и отдыха. Учитель физкультуры может объяснить важность полноценного сна и рационального распределения времени на занятия и отдых. В рамках уроков можно обсуждать, как недостаток сна влияет на физическую выносливость и умственные способности, предлагая учащимся конкретные рекомендации по улучшению их режима дня. Например, можно организовать обсуждение о том, как планировать день так, чтобы оставалось достаточно времени и на учебу, и на отдых, включая физическую активность.
Физическая культура также играет важную роль в профилактике и устранении вредных привычек. Учитель может проводить тематические занятия, направленные на формирование у школьников негативного отношения к курению, алкоголю и наркотикам. Например, во время уроков физкультуры можно организовать беседу о том, как эти вредные привычки влияют на физическую форму и здоровье человека. Школьникам важно не только понять, что физическая активность помогает поддерживать здоровье, но и осознать, что негативные привычки могут разрушить все усилия по ведению активного образа жизни.
Важным моментом является вовлечение в этот процесс семьи. Учитель физкультуры может организовать мероприятия, в которых родители и дети смогут совместно принимать участие в спортивных состязаниях, что укрепит не только физическое здоровье, но и семейные отношения. Например, можно провести «Семейные эстафеты» или организовать «День здоровья», где родители вместе с детьми будут проходить различные спортивные задания. Это не только способствует формированию здорового образа жизни у школьников, но и создает у детей понимание, что их родители также следят за своим здоровьем и являются положительным примером для подражания.
В заключение, стоит отметить, что уроки физической культуры могут стать важным элементом в процессе формирования у школьников культуры здорового образа жизни. Комплексный подход, который сочетает физическую активность с развитием осознанного отношения к здоровью, может помочь детям не только улучшить свои физические показатели, но и стать более устойчивыми к негативным факторам, такими как стрессы, вредные привычки и плохое самочувствие. В конечном итоге, формирование культуры ЗОЖ на уроках физкультуры способствует воспитанию здорового, активного и ответственного поколения.
Список литературы
Дастан
Н.У.
П
риобщение
к здоровому образу жизни на уроках физической культуры в школе
// Вестник науки. 2024. №6 (75). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/priobschenie-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-na-urokah-fizicheskoy-kultury-v-shkole-1
(дата обращения: 01.10.2024).
Мага Н. С. Влияние физической культуры на здоровье детей и подростков / Н. С. Мага. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 123-125. — URL:
https://moluch.ru/archive/383/84540/
(дата обращения: 01.10.2024).
Стукалова
О.В., Волкова Е.А. Р
оль физкультуры в формировании психологической устойчивости у детей и подростков
// Теория и практика современной науки. 2024. №6 (108). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizkultury-v-formirovanii-psihologicheskoy-ustoychivosti-u-detey-i-podrostkov
(дата обращения: 01.10.2024).
Топоркова Н.А.
Здоровьесберегающие
технологии на уроках физической культуры как средство формирования здорового образа жизни // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2014. №39. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-fizicheskoy-kultury-kak-sredstvo-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni
(дата обращения: 01.10.2024).
Угрюмова
Е. И. Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника / Е. И. Угрюмова, Л. А.
Китляр
, Г. А. Ручка, А. В. Мозговой. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 61-64. — URL:
https://moluch.ru/archive/433/95035/
(дата обращения: 01.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат