Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у школьников . Работа №71483

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности у школьников
Работа:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

 

Петровская Наталья Алексеевна,

воспитатель МКУ СРЦН "ДОВЕРИЕ"

г. Киселевск

 

Аннотация. Формирование культуры безопасности у школьников — важная задача в условиях современного образовательного процесса. В статье рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты, влияющие на развитие у учащихся осознанного и ответственного отношения к вопросам безопасности. Освещены подходы к организации воспитательного процесса, направленного на формирование навыков безопасного поведения, а также роль образовательной среды и взаимодействия педагогов и родителей в этом процессе.

Ключевые слова: культура безопасности, школьники, психолого-педагогические аспекты, воспитательный процесс, безопасное поведение, образовательная среда.

 

Формирование культуры безопасности — одна из актуальных задач современной школы. В условиях постоянно изменяющейся окружающей среды и увеличивающихся рисков важно, чтобы ученики обладали не только знаниями о безопасном поведении, но и умениями применять их в повседневной жизни. Воспитание такой культуры требует комплексного подхода, включающего психолого-педагогическую поддержку и активное участие всех участников образовательного процесса — педагогов, родителей и самих школьников.

Рассмотрим психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасности.

1. Возрастные особенности восприятия безопасности. Каждый возрастной этап развития ребенка требует индивидуального подхода в формировании навыков безопасного поведения. Для младших школьников характерно преобладание наглядно-действенного мышления, что обуславливает необходимость практико-ориентированного подхода в обучении. Учащиеся среднего звена уже способны к абстрактному мышлению, что позволяет вводить более сложные темы, такие как правовая ответственность за нарушение правил безопасности. Для старшеклассников важно выстраивать обучение на основе критического анализа ситуаций, что развивает у них самостоятельность и ответственность.

2. Психологические факторы, влияющие на культуру безопасности. Эффективное обучение безопасности невозможно без учета психологических факторов, таких как уровень тревожности, уверенность в своих силах, мотивация к обучению. Например, повышенная тревожность может приводить к излишней осторожности или, напротив, игнорированию правил безопасности в стрессовых ситуациях. Задача педагога — создать образовательную среду, где школьники могут чувствовать себя уверенно и защищенно, а также мотивировать их к изучению вопросов безопасности через игровые формы, проектную деятельность и практические занятия.

3. Роль учителя в формировании культуры безопасности. Педагог играет ключевую роль в процессе формирования культуры безопасности у школьников. Учитель должен не только передавать знания о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, но и формировать у детей способность к самостоятельной оценке рисков и принятия решений. Использование таких методов, как ролевые игры, обсуждение реальных кейсов и моделирование ситуаций, помогает развивать у школьников важные навыки безопасного поведения.

4. Взаимодействие школы и семьи. Культура безопасности формируется не только в стенах школы. Важно, чтобы родители активно участвовали в этом процессе, закрепляя и поддерживая знания и навыки, полученные в школе. Совместные родительские собрания, участие в проектах по безопасности, а также обмен информацией между школой и семьей могут значительно повысить эффективность воспитания у школьников ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих.

Выделим подходы к формированию культуры безопасности.

- Интеграция тем безопасности в учебные предметы: Безопасное поведение можно обсуждать не только на специальных уроках, но и интегрировать вопросы безопасности в учебные предметы, такие как природоведение, ОБЖ, физика и даже литература, где на примерах художественных произведений можно анализировать ситуации, связанные с риском и ответственностью.

- Проектная и внеурочная деятельность: Реализация проектов, направленных на изучение безопасности (например, исследовательские работы о правилах дорожного движения или экологической безопасности), помогает закрепить теоретические знания и способствует развитию практических навыков.

- Тренировочные мероприятия и моделирование ситуаций: Организация регулярных тренировок по эвакуации, участие в учениях МЧС и моделирование чрезвычайных ситуаций в учебной обстановке позволяют школьникам на практике отрабатывать правила поведения в экстремальных условиях.

В заключение следует отметить, что формирование культуры безопасности у школьников — это сложный и многогранный процесс, требующий участия всех субъектов образовательного процесса. Психолого-педагогические аспекты воспитания безопасности предполагают учет возрастных, психологических и социальных факторов. Эффективность этого процесса зависит от скоординированной работы педагогов, родителей и самой образовательной среды, создающей условия для формирования осознанного и ответственного отношения к вопросам безопасности.

 

Список литературы

 

Акимова, М.К. Современные подходы к формированию культуры безопасности в школе // Психология и педагогика. — 2019. — № 3. — С. 48–52.

Борисова, Т.Н. Психолого-педагогические условия формирования культуры безопасности школьников // Образовательная среда. — 2020. — № 2. — С. 12–17.

Кузнецова, О.В. Взаимодействие школы и семьи в вопросах воспитания безопасности // Педагогические науки. — 2021. — № 5. — С. 22–27.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×