Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики". Работа №71487

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики"
Работа:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Тютенькова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 25

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы развития функциональной грамотности младших школьников на уроках математики. Описаны основные подходы, такие как решение практических задач, применение математических знаний в повседневной жизни, использование межпредметных связей и развитие критического мышления. Приведены примеры упражнений и заданий, которые способствуют формированию у школьников навыков, необходимых для успешной адаптации в современном обществе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, младшие школьники, критическое мышление, практические задачи, межпредметные связи.

 

Функциональная грамотность на уроках математики подразумевает не только умение решать математические задачи, но и способность применять эти знания для решения реальных жизненных ситуаций. Развитие у младших школьников таких навыков, как понимание чисел, логическое мышление, анализ и оценка информации, становится основой их дальнейшего успешного обучения и жизненной адаптации.

Решение практических задач — один из основных способов развития функциональной грамотности на уроках математики. Учитель может предлагать задания, которые связаны с реальными ситуациями, например, расчет стоимости покупок, планирование поездок, измерение длины или объема предметов. Это помогает школьникам понимать, как математические знания могут применяться в повседневной жизни. Например, при изучении темы «Дроби» можно предложить задачу по делению пирога на равные части или распределению времени на выполнение домашних заданий. Такие задачи учат детей использовать математику как инструмент для решения повседневных проблем.

Применение математических знаний в повседневной жизни — это ещё один эффективный подход для формирования функциональной грамотности. Учителя могут объяснять, как использовать математические вычисления в таких сферах, как покупки, планирование бюджета, измерения и управление временем. Например, учащиеся могут научиться определять, сколько времени потребуется для выполнения различных задач или как рассчитать расстояние между двумя точками. Такие упражнения помогают школьникам осознавать полезность математических знаний в жизни и развивают практическое мышление.

Развитие критического мышления является важной составляющей процесса формирования функциональной грамотности. Учитель может задавать вопросы, требующие анализа ситуации и поиска решений. Например, при решении задачи на измерение длины и площади можно задать вопрос: «Какие еще способы измерения можно использовать для этой задачи?» или «Почему мы используем именно такие единицы измерения?» Эти вопросы помогают школьникам осмысливать математические понятия и применять их в различных контекстах.

Использование межпредметных связей способствует более глубокому пониманию математических концепций. Учитель может интегрировать математические задачи с другими предметами, такими как окружающий мир, литература или искусство. Например, на уроках математики можно использовать задачи, связанные с природными явлениями, историей или архитектурой. Такие задания не только развивают у школьников математическое мышление, но и помогают им осознать связь между разными предметными областями. Это учит их видеть математику как часть более широкой картины знаний.

Групповая работа и обсуждение задач также способствует развитию функциональной грамотности. Учащиеся могут решать задачи в группах, делиться своими идеями и обсуждать различные подходы к решению. Это помогает развивать навыки общения, учит школьников аргументировать свои решения и находить совместные решения задач. Например, при работе над проектом по планированию школьного мероприятия школьники могут рассчитывать количество необходимых ресурсов, исходя из бюджета, и обсуждать, как их эффективно использовать.

Игра и математические квесты — это ещё один способ стимулировать интерес к математике и развивать функциональную грамотность. Учитель может организовать игровые задания, где школьники будут решать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, например, математические квесты, где нужно решать задачи, чтобы продвигаться дальше по игре. Такие задания учат школьников применять математику для решения задач в непринужденной обстановке, что помогает развивать логическое мышление и укреплять навыки.

Проектная деятельность — ещё один важный инструмент для развития функциональной грамотности. Учащиеся могут работать над проектами, требующими применения математических знаний для решения конкретных задач.

Итак, развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики требует использования различных методов: решения практических задач, применения математических знаний в жизни, межпредметных связей, развития критического мышления и проектной деятельности. Эти подходы помогают школьникам не только овладеть математическими знаниями, но и научиться применять их в различных жизненных ситуациях, что является важным элементом их подготовки к дальнейшему обучению и успешной адаптации в обществе.

Список литературы

Карпова М. А., Филатова И. Н., Бутова М. Н. Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 58-60.

Косцова

С. А.,

Газизова

Г. Ф. Функциональная грамотность на уроках математики в начальных классах // E-

Scio

, 2022. – 7 с.

Стан, Ю. Ю. Развитие интегративных компонентов функциональной грамотности младшего школьника на уроках математики / Ю. Ю. Стан, Т. А.

Самохвалова

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 354-357.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×