Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование связной речи дошкольников с речевыми нарушениями средствами художественной литературы, различных форм фольклора с использованием элементов ТРИЗ. Работа №71501

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование связной речи дошкольников с речевыми нарушениями средствами художественной литературы, различных форм фольклора с использованием элементов ТРИЗ
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ

 

Ронина Ольга Леонидовна, учитель-логопед

ГБОУ Школа 117 дошкольное отделение 5 «Радуга»

 

Аннотация. Статья рассматривает методику формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями через использование художественной литературы, фольклорных форм и элементов технологии ТРИЗ. Представлены эффективные подходы для развития речевой активности детей с учётом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. Примеры практических упражнений помогают раскрыть потенциал художественного и фольклорного материала для коррекции речи у детей.

Ключевые слова: связная речь, дошкольники, речевые нарушения, художественная литература, фольклор, ТРИЗ, учитель-логопед.

 

Работа по формированию связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями требует комплексного подхода и применения различных методов. Одним из наиболее результативных способов коррекции речи является использование художественной литературы и фольклорных форм, а также применение элементов технологии ТРИЗ, которая активно развивает мыслительную деятельность детей. Эти методы способствуют не только развитию речевых навыков, но и помогают детям интегрироваться в общество, выражать свои мысли и эмоции.

Художественная литература представляет собой мощный ресурс для развития речи, так как она способствует обогащению словарного запаса, развитию понимания грамматических структур и улучшению навыков построения связных высказываний. Особое место в работе учителя-логопеда занимает чтение сказок и рассказов, которые учат детей правильно структурировать мысль и выражать её в словесной форме. Например, после чтения сказки учитель-логопед может предложить детям пересказать её или ответить на вопросы, связанные с последовательностью событий. Это упражнение помогает формировать логическое мышление и учит детей строить связные и грамматически правильные предложения. Чтение сопровождается обсуждением персонажей, их действий и эмоций, что стимулирует детей на создание собственных повествований.

Фольклорные формы, такие как пословицы, загадки, поговорки и считалки, играют важную роль в формировании речевой активности. Загадки, например, развивают у детей умение делать выводы и находить ассоциативные связи, что непосредственно способствует формированию связной речи. Учитель-логопед может активно использовать этот материал на занятиях, предлагая детям угадать и объяснить смысл загадок. Фольклорные игры, такие как "Ладушки" или "Каравай", помогают развивать не только речевые навыки, но и координацию речи и движений, что особенно полезно для детей с нарушениями речи. Через такие игры дети начинают активно взаимодействовать с окружающим миром, обучаясь через коллективные действия и повторение.

Элементы технологии ТРИЗ являются инновационным подходом в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. ТРИЗ развивает у детей способность к изобретательскому мышлению, что способствует развитию когнитивных процессов, необходимых для овладения связной речью. Учитель-логопед может использовать задачи ТРИЗ для того, чтобы стимулировать детей к созданию рассказов и описаний. Например, предлагая ребёнку описать возможные решения проблемной ситуации, специалист стимулирует развитие логической последовательности высказываний. Это помогает детям учиться анализировать, сравнивать и находить причинно-следственные связи, что важно для формирования связных речевых конструкций.

Одним из примеров успешного применения ТРИЗ на логопедических занятиях является метод "Картинка-проблема". Ребёнку предлагается изображение, на котором изображена необычная ситуация (например, кошка, застрявшая на дереве). Задача ребёнка – предложить несколько способов, как можно помочь животному. Это упражнение не только помогает развивать логику и воображение, но и учит детей формулировать свои мысли, строить сложные предложения и использовать расширенный словарный запас. Учитель-логопед при этом поддерживает ребёнка, корректирует ошибки и помогает уточнять детали.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. У некоторых дошкольников могут быть сложности с восприятием длинных текстов или сложных речевых конструкций. В этом случае учитель-логопед может адаптировать задания, делая их более доступными для каждого конкретного ребёнка. Например, при работе с литературными текстами учитель-логопед может разбивать текст на небольшие части, обсуждать каждую из них и постепенно объединять их в одно целое, что помогает детям лучше усваивать информацию и учит их последовательно строить собственные высказывания.

Эффективность работы по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями зависит от постоянного взаимодействия с родителями. Учитель-логопед может рекомендовать родителям продолжать работу дома, используя сказки, загадки и другие фольклорные формы. Например, родителям можно предложить читать сказки вместе с ребёнком, а затем вместе обсуждать прочитанное, задавая вопросы и побуждая ребёнка пересказывать текст. Важным элементом является и игровая деятельность, в которую можно включать элементы ТРИЗ, помогая ребёнку развивать творческое мышление и речь в неформальной обстановке.

Таким образом, формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями через использование художественной литературы, фольклорных форм и элементов ТРИЗ позволяет достичь значительных результатов в коррекции речи. Эти методы развивают когнитивные и речевые навыки детей, учат их ясно выражать свои мысли, аргументировать свои суждения и участвовать в диалогах. Учитель-логопед, в свою очередь, играет ключевую роль в организации коррекционного процесса, выбирая подходящие методы и адаптируя их под нужды каждого ребёнка.

 

Список литературы

Арсеньева М

.

В,

Баряева

Л

.

Б

.

Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. 2019. №4 (56).

Иванова Е

.

П

.

Р

азвитие связной речи дошкольников с нарушением речи

// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10.

Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 41–45.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×