ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ
Ронина Ольга Леонидовна, учитель-логопед
ГБОУ Школа №117 дошкольное отделение 5 «Радуга»
Аннотация. Статья рассматривает методику формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями через использование художественной литературы, фольклорных форм и элементов технологии ТРИЗ. Представлены эффективные подходы для развития речевой активности детей с учётом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. Примеры практических упражнений помогают раскрыть потенциал художественного и фольклорного материала для коррекции речи у детей.
Ключевые слова: связная речь, дошкольники, речевые нарушения, художественная литература, фольклор, ТРИЗ, учитель-логопед.
Работа по формированию связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями требует комплексного подхода и применения различных методов. Одним из наиболее результативных способов коррекции речи является использование художественной литературы и фольклорных форм, а также применение элементов технологии ТРИЗ, которая активно развивает мыслительную деятельность детей. Эти методы способствуют не только развитию речевых навыков, но и помогают детям интегрироваться в общество, выражать свои мысли и эмоции.
Художественная литература представляет собой мощный ресурс для развития речи, так как она способствует обогащению словарного запаса, развитию понимания грамматических структур и улучшению навыков построения связных высказываний. Особое место в работе учителя-логопеда занимает чтение сказок и рассказов, которые учат детей правильно структурировать мысль и выражать её в словесной форме. Например, после чтения сказки учитель-логопед может предложить детям пересказать её или ответить на вопросы, связанные с последовательностью событий. Это упражнение помогает формировать логическое мышление и учит детей строить связные и грамматически правильные предложения. Чтение сопровождается обсуждением персонажей, их действий и эмоций, что стимулирует детей на создание собственных повествований.
Фольклорные формы, такие как пословицы, загадки, поговорки и считалки, играют важную роль в формировании речевой активности. Загадки, например, развивают у детей умение делать выводы и находить ассоциативные связи, что непосредственно способствует формированию связной речи. Учитель-логопед может активно использовать этот материал на занятиях, предлагая детям угадать и объяснить смысл загадок. Фольклорные игры, такие как "Ладушки" или "Каравай", помогают развивать не только речевые навыки, но и координацию речи и движений, что особенно полезно для детей с нарушениями речи. Через такие игры дети начинают активно взаимодействовать с окружающим миром, обучаясь через коллективные действия и повторение.
Элементы технологии ТРИЗ являются инновационным подходом в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. ТРИЗ развивает у детей способность к изобретательскому мышлению, что способствует развитию когнитивных процессов, необходимых для овладения связной речью. Учитель-логопед может использовать задачи ТРИЗ для того, чтобы стимулировать детей к созданию рассказов и описаний. Например, предлагая ребёнку описать возможные решения проблемной ситуации, специалист стимулирует развитие логической последовательности высказываний. Это помогает детям учиться анализировать, сравнивать и находить причинно-следственные связи, что важно для формирования связных речевых конструкций.
Одним из примеров успешного применения ТРИЗ на логопедических занятиях является метод "Картинка-проблема". Ребёнку предлагается изображение, на котором изображена необычная ситуация (например, кошка, застрявшая на дереве). Задача ребёнка – предложить несколько способов, как можно помочь животному. Это упражнение не только помогает развивать логику и воображение, но и учит детей формулировать свои мысли, строить сложные предложения и использовать расширенный словарный запас. Учитель-логопед при этом поддерживает ребёнка, корректирует ошибки и помогает уточнять детали.
Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности детей с речевыми нарушениями. У некоторых дошкольников могут быть сложности с восприятием длинных текстов или сложных речевых конструкций. В этом случае учитель-логопед может адаптировать задания, делая их более доступными для каждого конкретного ребёнка. Например, при работе с литературными текстами учитель-логопед может разбивать текст на небольшие части, обсуждать каждую из них и постепенно объединять их в одно целое, что помогает детям лучше усваивать информацию и учит их последовательно строить собственные высказывания.
Эффективность работы по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями зависит от постоянного взаимодействия с родителями. Учитель-логопед может рекомендовать родителям продолжать работу дома, используя сказки, загадки и другие фольклорные формы. Например, родителям можно предложить читать сказки вместе с ребёнком, а затем вместе обсуждать прочитанное, задавая вопросы и побуждая ребёнка пересказывать текст. Важным элементом является и игровая деятельность, в которую можно включать элементы ТРИЗ, помогая ребёнку развивать творческое мышление и речь в неформальной обстановке.
Таким образом, формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями через использование художественной литературы, фольклорных форм и элементов ТРИЗ позволяет достичь значительных результатов в коррекции речи. Эти методы развивают когнитивные и речевые навыки детей, учат их ясно выражать свои мысли, аргументировать свои суждения и участвовать в диалогах. Учитель-логопед, в свою очередь, играет ключевую роль в организации коррекционного процесса, выбирая подходящие методы и адаптируя их под нужды каждого ребёнка.
Список литературы
Арсеньева М
.
В,
Баряева
Л
.
Б
.
Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (на материале детской художественной литературы) // Специальное образование. 2019. №4 (56).
Иванова Е
.
П
.
Р
азвитие связной речи дошкольников с нарушением речи
// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10.
Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 41–45.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат