МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Орлова Людмила Алексеевна, учитель
МКОУ "С(К)ОШ - И для учащихся с ОВЗ", Пермский край,
Октябрьский район, п.Сарс
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на формирование навыков чтения и письма у детей с умеренной умственной отсталостью. Учитываются особенности психофизического развития данной категории обучающихся, а также их индивидуальные потребности и возможности. Описываются практические рекомендации, включающие использование различных методов обучения, игры, наглядности и технологий, что способствует созданию оптимальных условий для усвоения знаний. Статья может быть полезна учителям начальных классов, работающим как с инклюзивными, так и с специализированными группами.
Ключевые слова: методы обучения, навыки чтения, навыки письма, умеренная умственная отсталость, инклюзивное образование, педагогические технологии, индивидуальный подход.
Формирование навыков чтения и письма у детей с умеренной умственной отсталостью – это важный аспект их общего развития и социальной интеграции. Обучение чтению и письму не только помогает детям усвоить основополагающие знания, но и развивает их когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. В данной статье мы рассмотрим различные методы и приемы, которые могут быть использованы на практике для достижения эффективных результатов в обучении детей с умеренной умственной отсталостью.
Дети с умеренной умственной отсталостью имеют характерные особенности, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. Обычно у них наблюдается низкий уровень интеллекта, замедленное развитие речевых навыков, трудности с восприятием информации и ее усвоением. Поэтому важно применять индивидуализированный подход, разрабатывать специальные программы и использовать методы, соответствующие их уровню развития.
Основные методы и приемы
1. Игровые методы. Игра – это один из самых эффективных способов обучения. Она активизирует интерес детей, стимулирует их к познавательной деятельности и способствует усвоению нового материала.
Примеры игровых методов:
Ролевые игры. В ходе ролевых игр дети могут разыгрывать ситуации, связанные с чтением и письмом. Например, «магазин», где они должны «прочитать» названия товаров и написать список покупок.
Сюжетные игры. Использование книг и рассказов в качестве основы для создания нового сюжета. Это способствует развитию воображения и понимания структуры текста.
2. Использование наглядных материалов. Наглядность является важным элементом в обучении детей с ОВЗ. Визуальные опоры помогают детям лучше воспринимать информацию и легче запоминать новые слова.
Примеры наглядных материалов:
Карточки с изображениями. Каждое слово может сопровождаться картинкой, что облегчает его запоминание.
Разнообразные плакаты. На которых изображены буквы, слова, короткие предложения с яркими иллюстрациями.
3. Множественные представления информации. Предоставление информации в различных формах позволяет детям с разными стилями восприятия легче усваивать материал.
Аудио- и видеоматериалы. Использование аудиокниг и образовательных мультфильмов может помочь детям лучше понять содержание.
Кинестетические элементы. Совмещение чтения и письма с движениями (например, написание букв на воздухе) также способствует закреплению навыков.
4. Индивидуализация обучения. Каждый ребенок с умеренной умственной отсталостью имеет свои уникальные способности и трудности. Поэтому важно адаптировать материалы и методы под конкретные потребности учащихся.
Индивидуальные занятия. Позволяют уделить больше внимания каждому ребенку и проработать его слабые места.
Разработка индивидуальных планов. С учетом особенностей развития каждого ученика.
5. Интерактивные технологии. Современные цифровые технологии могут значительно обогатить образовательный процесс. Их использование позволяет создавать увлекательные и наглядные уроки.
Образовательные приложения. Существуют специальные программы и игры, разработанные для тренировки чтения и письма.
Интерактивные доски. Использование таких технологий позволяет активно вовлекать детей в учебный процесс и демонстрировать информацию в увлекательной форме.
Пример урока по формированию навыков чтения и письма
Представим урок по чтению, на котором мы будем работать над развитием навыков восприятия текста и письма.
Цели урока:
Познакомить детей с новыми словами.
Научить их читать короткие предложения.
Развить навыки письма через выполнение упражнений.
Ход урока:
Введение в тему. Задаем вопросы о том, что они видели вчера на прогулке (фотографии или иллюстрации с прогулки).
Экспозиция. Показываем картинки и новые слова, обсуждаем их значение.
Чтение предложений. Читаем вместе с детьми короткие предложения, которые содержат новые слова.
Игровое занятие. Организуем игру, где каждый ребёнок должен подойти к изображению и произнести слово.
Закрепление. Письменная работа из нескольких простых предложений с использованием новых слов.
Формирование навыков чтения и письма у детей с умеренной умственной отсталостью – это сложная, но важная задача, решаемая с помощью разнообразных методов и приемов. Игровые стратегии, наглядные материалы, индивидуализированный подход и современные технологии могут значительно повысить эффективность обучения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и от педагога требуется терпение, креативность и способность находить подход к каждому ученику. Только так мы сможем содействовать успешной социализации детей и их подготовке к жизни в современном обществе.
Создание комфортной и поддерживающей образовательной среды – залог успеха в обучении детей с ограниченными возможностями, и каждый учитель способен внести свой вклад в эту важную работу.
Список литературы
Водарацкова, А. Г. Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Г. Водарацкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94679/
Окунева, Л. Л. Приемы работы по выработке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) навыка правильного чтения на уроках чтения и развития речи / Л. Л. Окунева, М. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62981/
Юхтанова, Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития / Е. А. Юхтанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45804/
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат