Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методы и приемы формирования навыков чтения и письма у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Работа №71503

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методы и приемы формирования навыков чтения и письма у обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Работа:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Орлова Людмила Алексеевна, учитель

МКОУ "С(К)ОШ - И для учащихся с ОВЗ", Пермский край,

Октябрьский район, п.Сарс

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы, направленные на формирование навыков чтения и письма у детей с умеренной умственной отсталостью. Учитываются особенности психофизического развития данной категории обучающихся, а также их индивидуальные потребности и возможности. Описываются практические рекомендации, включающие использование различных методов обучения, игры, наглядности и технологий, что способствует созданию оптимальных условий для усвоения знаний. Статья может быть полезна учителям начальных классов, работающим как с инклюзивными, так и с специализированными группами.

Ключевые слова: методы обучения, навыки чтения, навыки письма, умеренная умственная отсталость, инклюзивное образование, педагогические технологии, индивидуальный подход.

Формирование навыков чтения и письма у детей с умеренной умственной отсталостью – это важный аспект их общего развития и социальной интеграции. Обучение чтению и письму не только помогает детям усвоить основополагающие знания, но и развивает их когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. В данной статье мы рассмотрим различные методы и приемы, которые могут быть использованы на практике для достижения эффективных результатов в обучении детей с умеренной умственной отсталостью.

Дети с умеренной умственной отсталостью имеют характерные особенности, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. Обычно у них наблюдается низкий уровень интеллекта, замедленное развитие речевых навыков, трудности с восприятием информации и ее усвоением. Поэтому важно применять индивидуализированный подход, разрабатывать специальные программы и использовать методы, соответствующие их уровню развития.

Основные методы и приемы

1. Игровые методы. Игра – это один из самых эффективных способов обучения. Она активизирует интерес детей, стимулирует их к познавательной деятельности и способствует усвоению нового материала.

Примеры игровых методов:

Ролевые игры. В ходе ролевых игр дети могут разыгрывать ситуации, связанные с чтением и письмом. Например, «магазин», где они должны «прочитать» названия товаров и написать список покупок.

Сюжетные игры. Использование книг и рассказов в качестве основы для создания нового сюжета. Это способствует развитию воображения и понимания структуры текста.

2. Использование наглядных материалов. Наглядность является важным элементом в обучении детей с ОВЗ. Визуальные опоры помогают детям лучше воспринимать информацию и легче запоминать новые слова.

Примеры наглядных материалов:

Карточки с изображениями. Каждое слово может сопровождаться картинкой, что облегчает его запоминание.

Разнообразные плакаты. На которых изображены буквы, слова, короткие предложения с яркими иллюстрациями.

3. Множественные представления информации. Предоставление информации в различных формах позволяет детям с разными стилями восприятия легче усваивать материал.

Аудио- и видеоматериалы. Использование аудиокниг и образовательных мультфильмов может помочь детям лучше понять содержание.

Кинестетические элементы. Совмещение чтения и письма с движениями (например, написание букв на воздухе) также способствует закреплению навыков.

4. Индивидуализация обучения. Каждый ребенок с умеренной умственной отсталостью имеет свои уникальные способности и трудности. Поэтому важно адаптировать материалы и методы под конкретные потребности учащихся.

Индивидуальные занятия. Позволяют уделить больше внимания каждому ребенку и проработать его слабые места.

Разработка индивидуальных планов. С учетом особенностей развития каждого ученика.

5. Интерактивные технологии. Современные цифровые технологии могут значительно обогатить образовательный процесс. Их использование позволяет создавать увлекательные и наглядные уроки.

Образовательные приложения. Существуют специальные программы и игры, разработанные для тренировки чтения и письма.

Интерактивные доски. Использование таких технологий позволяет активно вовлекать детей в учебный процесс и демонстрировать информацию в увлекательной форме.

Пример урока по формированию навыков чтения и письма

Представим урок по чтению, на котором мы будем работать над развитием навыков восприятия текста и письма.

Цели урока:

Познакомить детей с новыми словами.

Научить их читать короткие предложения.

Развить навыки письма через выполнение упражнений.

Ход урока:

Введение в тему. Задаем вопросы о том, что они видели вчера на прогулке (фотографии или иллюстрации с прогулки).

Экспозиция. Показываем картинки и новые слова, обсуждаем их значение.

Чтение предложений. Читаем вместе с детьми короткие предложения, которые содержат новые слова.

Игровое занятие. Организуем игру, где каждый ребёнок должен подойти к изображению и произнести слово.

Закрепление. Письменная работа из нескольких простых предложений с использованием новых слов.

Формирование навыков чтения и письма у детей с умеренной умственной отсталостью – это сложная, но важная задача, решаемая с помощью разнообразных методов и приемов. Игровые стратегии, наглядные материалы, индивидуализированный подход и современные технологии могут значительно повысить эффективность обучения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и от педагога требуется терпение, креативность и способность находить подход к каждому ученику. Только так мы сможем содействовать успешной социализации детей и их подготовке к жизни в современном обществе.

Создание комфортной и поддерживающей образовательной среды – залог успеха в обучении детей с ограниченными возможностями, и каждый учитель способен внести свой вклад в эту важную работу.

Список литературы

Водарацкова, А. Г. Глобальное чтение как средство формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Г. Водарацкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94679/

Окунева, Л. Л. Приемы работы по выработке у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) навыка правильного чтения на уроках чтения и развития речи / Л. Л. Окунева, М. А. Гущина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62981/

Юхтанова, Е. А. Обучение детей с комплексными нарушениями развития / Е. А. Юхтанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45804/

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×