Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Инклюзивные подходы в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ". Работа №71507

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Инклюзивные подходы в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"
Работа:

Инклюзивные подходы в работе с детьми с ОВЗ
в условиях ДОУ

 

Муратова Евгения Сергеевна, воспитатель

МДОУ Детский сад № 241 «Дельфиненок»

 

Аннотация. В статье рассматриваются инклюзивные подходы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Основное внимание уделяется созданию адаптивной образовательной среды, использованию дифференцированных методов обучения и интеграции детей с ОВЗ в коллектив группы. Рассматриваются примеры успешных практик и методик, позволяющих развивать социальные, эмоциональные и познавательные навыки детей с ОВЗ, а также формировать у них уверенность в собственных силах и желание взаимодействовать с окружающим миром.

Ключевые слова: инклюзия, дети с ОВЗ, адаптивная образовательная среда, дифференцированное обучение, социальная интеграция, эмоциональное развитие.

 

Инклюзивное образование становится все более актуальной темой в современном образовательном процессе. В условиях дошкольного образовательного учреждения инклюзия предполагает создание условий для успешного обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наряду с их сверстниками. Воспитатели играют ключевую роль в реализации инклюзивных подходов, направленных на социализацию и интеграцию этих детей в коллектив. Главной задачей является не только предоставление знаний, но и формирование у детей уверенности в своих силах, позитивного отношения к окружающим и готовности к взаимодействию.

Создание адаптивной образовательной среды — это один из основных элементов инклюзивного подхода. Важно, чтобы пространство ДОУ было доступным и удобным для всех детей, независимо от их физических или психологических возможностей. Для этого необходимо учитывать различные потребности детей с ОВЗ при организации учебного процесса и оформлении групповых помещений. Например, можно использовать специальные столы и стулья, которые подойдут для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также создавать безопасные игровые зоны, способствующие активной деятельности детей с различными потребностями.

Важным аспектом инклюзивного образования является применение дифференцированных методов обучения. Воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать образовательный процесс в зависимости от его потребностей и возможностей. Например, для детей с задержкой психического развития можно использовать простые и доступные задания, которые помогут им усвоить материал в комфортном темпе. Для детей с нарушениями слуха важно применять визуальные и тактильные методы обучения, такие как жестовый язык, картинки, схемы и наглядные пособия. Таким образом, каждый ребенок получает возможность учиться и развиваться в соответствии со своими способностями.

Интеграция детей с ОВЗ в коллектив группы является важным аспектом инклюзивного подхода. Воспитателям необходимо создавать условия для взаимодействия между детьми, чтобы они могли общаться и поддерживать друг друга. Например, можно организовать совместные игры, которые позволят детям взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникационные навыки и учиться работать в команде. Важно, чтобы все дети чувствовали себя частью группы, что способствует формированию позитивной атмосферы и взаимопонимания.

Один из эффективных методов работы с детьми с ОВЗ — это использование игровых технологий. Игры являются универсальным инструментом, способствующим развитию различных навыков. Например, с помощью ролевых игр можно развивать социальные навыки, такие как умение общаться, слушать и понимать другого человека. В процессе игр дети учатся взаимодействовать, выстраивать отношения, находить компромиссы и решать конфликты. Такие занятия помогают детям с ОВЗ адаптироваться в коллективе и повышают их уверенность в себе.

Еще одним важным аспектом инклюзивного образования является формирование эмоционального интеллекта у детей. Воспитатели должны уделять внимание развитию навыков саморегуляции и эмоционального самосознания. Например, можно проводить занятия, на которых дети будут обсуждать свои чувства, учиться понимать и выражать их словами. Это поможет им лучше понимать друг друга, а также развить эмпатию и способность сопереживать. Важно также проводить регулярные беседы о том, как правильно реагировать на различные эмоции, что способствует созданию гармоничной атмосферы в группе.

Психологическая поддержка также играет важную роль в инклюзивном образовании. Воспитатели должны быть готовы оказать помощь и поддержку детям с ОВЗ, когда они сталкиваются с трудностями. Это может быть как эмоциональная поддержка, так и помощь в освоении учебного материала. Важно, чтобы дети знали, что они могут обратиться за помощью и что их потребности и желания важны. Для этого воспитатель может организовать индивидуальные занятия, на которых будет уделено внимание конкретным проблемам и потребностям ребенка.

Также стоит отметить важность взаимодействия с родителями. Воспитатели должны работать в тесном сотрудничестве с семьями детей с ОВЗ, обсуждая их достижения, трудности и потребности. Родители могут поделиться своими наблюдениями и ожиданиями, а также предложить идеи для улучшения образовательного процесса. Совместные мероприятия, такие как дни открытых дверей, могут помочь родителям лучше понять инклюзивные практики и поддерживать их в домашних условиях.

В заключение, инклюзивные подходы в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ требуют от воспитателей комплексного и индивидуального подхода. Создание адаптивной образовательной среды, применение дифференцированных методов обучения, интеграция детей в коллектив, использование игровых технологий и формирование эмоционального интеллекта — все это способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и именно это разнообразие делает группу более насыщенной и интересной. Инклюзивное образование не только развивает детей с ОВЗ, но и обогащает весь коллектив, формируя толерантное и дружелюбное общество.

 

 

Список литературы

Вахтева

О.В.

С

пецифика организации инклюзивного образования в ДОУ: региональный аспект

// E-

Scio

. 2020. №12 (51). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-dou-regionalnyy-aspekt

(дата обращения: 01.10.2024).

Кушнерева

Н.П.,

Полиниченко

Т.И. И

нклюзивное образование в России в дошкольных образовательных организациях в условиях ФГОС ДО: практика и перспективы

// Инновационная наука. 2021. №4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiyah-v-usloviyah-fgos-do-praktika-i-perspektivy

(дата обращения: 01.10.2024).

Молоканова

Н. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности / Н. В. Молоканова, Н. А.

Билялова

, И. Н. Конькова, В. В.

Гоношилова

. — Текст

:

непосредственный // Молодой

ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 94-99. — URL:

https://moluch.ru/archive/116/32522/

(дата обращения: 01.10.2024).

Скуратова Г. В. Интеграция инклюзивного образовательного пространства в дошкольное образовательное учреждение / Г. В. Скуратова, Ю. А. Тимофеева, Н. В. Гладкая, Т. В. Буденная. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 173-174. — URL:

https://moluch.ru/archive/460/101092/

(дата обращения: 01.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×