Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Создание онлайн-словарей русского языка как средство обогащения словарного запаса учащихся.. Работа №71508

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Создание онлайн-словарей русского языка как средство обогащения словарного запаса учащихся.
Работа:

СОЗДАНИЕ ОНЛАЙН-СЛОВАРЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ

 

Слепцова Туйара Валериевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Эбяхская СОШ им.Д.С. Слепцова»

Аннотация. Статья посвящена использованию онлайн-словарей русского языка как эффективного инструмента для обогащения словарного запаса учащихся. Рассматриваются возможности онлайн-словарей в учебном процессе, преимущества их применения, а также примеры практического использования для активизации познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы. Делается акцент на важности интеграции современных технологий в образовательный процесс для повышения языковой компетенции учащихся.

Ключевые слова: онлайн-словарь, русский язык, словарный запас, учащиеся, технологии, образовательный процесс, языковая компетенция, цифровые ресурсы.

 

Обогащение словарного запаса учащихся является важной задачей в процессе обучения русскому языку. Умение эффективно использовать широкий диапазон лексики способствует не только развитию грамотной письменной и устной речи, но и повышению общего уровня культуры речи. В условиях современного цифрового мира, когда информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни и образования, онлайн-словарь является мощным инструментом для достижения этой цели.

Онлайн-словарь — это интерактивный ресурс, который позволяет быстро находить значения слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, а также получать информацию о правописании и грамматике. В отличие от традиционных печатных словарей, доступ к которым может быть ограничен, онлайн-версии обеспечивают учащимся удобство и оперативность, давая возможность моментально находить нужную информацию. Онлайн-словарь может использоваться как на уроках, так и при выполнении домашних заданий, что делает процесс обогащения словарного запаса более увлекательным и доступным.

Применение онлайн-словарей на уроках русского языка и литературы помогает учащимся активно включаться в процесс обучения, развивая навыки самостоятельной работы с информацией. Например, при изучении нового произведения учитель может предложить ученикам работать с текстом, выписывая незнакомые слова и используя онлайн-словарь для их объяснения. Этот метод способствует тому, что учащиеся не просто заучивают новые слова, но и понимают их значение, что делает усвоение лексики более осознанным и глубоким.

Примером может служить использование словаря синонимов и антонимов в рамках урока по теме "Богатство русского языка". Учащимся предлагается задание: взять несколько слов, встречающихся в произведении, и с помощью онлайн-словаря найти к ним синонимы и антонимы, а затем использовать эти слова в своих высказываниях. Такой подход помогает расширить словарный запас учащихся, способствует активизации их речевой деятельности и развитию коммуникативных навыков.

Онлайн-словарь также может служить прекрасным инструментом для подготовки к написанию сочинений и изложений. Например, учащимся может быть предложено задание: используя онлайн-словарь, найти и проанализировать употребление ключевых слов из темы сочинения, чтобы разнообразить свою письменную речь. Этот метод способствует осознанию того, что богатство языка заключается не только в правильном использовании слов, но и в умении выражать свои мысли ярко и точно.

Важно отметить, что современные онлайн-словарные ресурсы, такие как "Грамота.ру", "Толковый словарь Ушакова" или "Словарь Ефремовой", предоставляют не только толкования слов, но и подробную информацию о их правописании, грамматических особенностях, что позволяет школьникам учиться одновременно и орфографической грамотности. Например, при написании диктанта или выполнения теста по правописанию ученики могут самостоятельно проверять правильность написания слов, используя онлайн-словарь.

Онлайн-словарь также может применяться на уроках литературы для анализа языка и стиля писателя. Учащиеся могут исследовать лексику и фразеологию того или иного автора, сравнивать различные варианты толкования слов в контексте произведения. Это развивает не только словарный запас, но и критическое мышление, умение анализировать текст и понимать язык в его многообразии. Например, при изучении произведений классической русской литературы ученики могут анализировать устаревшие слова и искать их современные аналоги с помощью онлайн-словарей.

Кроме того, создание собственных онлайн-словарей учащимися может стать интересной проектной работой. Учитель может предложить ученикам собрать слова, связанные с определённой темой, и создать на основе этого мини-словарь с толкованиями. Например, в рамках темы "Природа в литературе" учащиеся могут составить словарь природных явлений, встретившихся в произведениях Пушкина, Тургенева, Лермонтова и других авторов. Этот проект не только активизирует познавательную деятельность, но и способствует развитию творческих навыков, ведь ученики будут работать с языковым материалом самостоятельно, анализируя его и создавая свои собственные определения.

Таким образом, использование онлайн-словарей русского языка на уроках — это не просто современная технологическая новинка, а важное средство для обогащения словарного запаса учащихся, развития их языковой компетенции и повышения интереса к изучению языка. Интеграция онлайн-ресурсов в образовательный процесс помогает сделать обучение более динамичным и разнообразным, а также способствует формированию у учащихся навыков самостоятельной работы с информацией, что является необходимым умением в условиях цифрового общества.

Список литературы

Кандаурова, Е. С. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка для развития словарного запаса учащихся 5–9-х классов / Е. С. Кандаурова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 250-260.

Трофимов И

.

О,

Курьянович

А

.

В

.

О

богащение словарного запаса школьников как лингвометодическая проблема

// Вестник ТГПУ. 2022. №2 (220).

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×