ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Русинова Лидия Низаметдиновна, учитель физкультуры
МАОУ средняя школа №131
Аннотация: В статье рассматривается значение подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочное время для всестороннего развития школьников. Описаны их преимущества в улучшении физического состояния, формировании навыков командной работы, воспитании морально-волевых качеств и повышении интереса к занятиям физической культурой. Особое внимание уделяется роли учителя в организации игр, выборе подходящих видов активности и создании благоприятной эмоциональной атмосферы для учащихся.
Ключевые слова: подвижные игры, физическая культура, школьники, командные игры, внеурочное время, физическое развитие, активность, мотивация.
Подвижные игры занимают важное место в системе физического воспитания школьников как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время. Они способствуют развитию не только физической активности, но и когнитивных, социальных и эмоциональных навыков, необходимых для гармоничного развития ребенка. Игра – это естественная форма активности для детей, которая обеспечивает им радость движения и одновременно развивает координацию, выносливость, силу и другие физические качества.
На уроках физкультуры подвижные игры выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они способствуют разогреву мышц и подготовке организма к более сложным физическим упражнениям. Например, игры с бегом, прыжками и перемещениями позволяют эффективно включить в работу все группы мышц и улучшить кровообращение. Во-вторых, через игру дети развивают ловкость, быстроту реакции, координацию движений и ориентацию в пространстве. Эти качества имеют важное значение для общего физического развития и помогают школьникам лучше справляться с повседневной активностью.
Подвижные игры играют важную роль и в социализации учащихся. В командных играх дети учатся взаимодействовать, принимать совместные решения, сотрудничать для достижения общей цели. Это формирует у школьников навыки командной работы, что имеет огромное значение не только на уроках физической культуры, но и в жизни в целом. Через игру дети учатся взаимодействовать, уважать партнеров и противников, следовать правилам и проявлять дисциплину. Все эти социальные навыки пригодятся им в дальнейшем при работе в коллективе или взаимодействии с окружающими.
Игры также помогают формировать морально-волевые качества, такие как настойчивость, выдержка, решительность и стремление к победе. В игровых ситуациях дети сталкиваются с необходимостью преодолевать трудности, сохранять концентрацию в условиях конкуренции и добиваться победы честным путем. Важной задачей учителя является воспитание у школьников уважительного отношения к соперникам, умения достойно как выигрывать, так и проигрывать.
Внеурочное время предоставляет учителю физической культуры отличную возможность для более свободной и творческой организации подвижных игр. В рамках таких занятий можно не только повторять традиционные виды игр, такие как футбол, волейбол, баскетбол, но и вводить нестандартные игровые формы, способствующие развитию различных физических качеств. К таким играм могут относиться эстафеты, игры с мячом, игры на внимание и реакцию, которые можно проводить на улице или в спортивном зале.
Одной из важных задач учителя является выбор подходящих подвижных игр в зависимости от возрастных и физических особенностей учащихся. Для младших школьников предпочтительны более простые и динамичные игры с акцентом на развитие координации движений и ловкости. Старшеклассники, как правило, могут участвовать в более сложных и соревновательных играх, которые требуют стратегии, силы и выносливости. Учитель должен учитывать физическую подготовленность детей, чтобы подвижные игры приносили пользу всем участникам и не вызывали перегрузок.
Подвижные игры обладают большим воспитательным потенциалом, и учителю физической культуры важно использовать этот ресурс для формирования у школьников положительных качеств. Важной частью игровой деятельности является соблюдение правил и принципов честной игры. Дети должны усвоить, что победа не всегда важнее процесса, и главное — это развитие своих навыков, командного духа и взаимоуважения. Учитель может создавать игровые ситуации, где побеждают не только самые быстрые и сильные, но и те, кто проявил максимальное усердие, упорство и командную сплоченность.
Игры на уроках физической культуры также могут быть отличным способом разнообразить занятия и поддерживать интерес детей к урокам. Однообразные упражнения или чрезмерные нагрузки могут вызвать у школьников усталость или потерю мотивации, тогда как игры привносят элемент радости и соревновательности. При правильной организации они дают детям возможность активно двигаться, что особенно важно в условиях современных образовательных программ, когда значительная часть учебного времени проходит в сидячем положении.
Кроме того, игры развивают у школьников навыки самоконтроля и самодисциплины. Игровая форма деятельности требует от участников концентрации, умения быстро принимать решения, реагировать на действия соперников или партнеров по команде. Все это способствует развитию личной ответственности за свои действия, а также повышает уровень общей саморегуляции. Во время игры дети учатся контролировать свои эмоции, концентрироваться на задаче и стремиться к результату, что положительно сказывается на их общей учебной успеваемости и поведении.
Важным аспектом использования подвижных игр является также их доступность. Для проведения многих игр не требуется сложного оборудования или специальных условий, что позволяет организовывать их как на школьной площадке, так и в помещении. Подвижные игры могут быть использованы как часть урока, так и в рамках активных перемен или дополнительных занятий, предоставляя детям возможность двигаться, развиваться и укреплять здоровье.
Подводя итог, можно отметить, что подвижные игры на уроках физкультуры и во внеурочное время являются мощным инструментом всестороннего развития школьников. Они способствуют укреплению физического здоровья, развитию важных социальных и эмоциональных навыков, повышению мотивации и интереса к занятиям физической культурой. Учителю физкультуры важно использовать все возможности подвижных игр для формирования у детей устойчивого интереса к спорту и здоровому образу жизни, создавая условия для их гармоничного развития и успешной социализации.
Список литературы
Орлова Л. Л. Применение подвижных игр на учебных занятиях по физической культуре // Царскосельские чтения. 2015. №XIX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-podvizhnyh-igr-na-uchebnyh-zanyatiyah-po-fizicheskoy-kulture (дата обращения: 01.10.2024).
Яковлева В
.
Н
.
Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышение интереса к урокам физической культуры //
Science
Time
. 2015. №7 (19). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnye-i-podvizhnye-igry-kak-sredstvo-ozdorovleniya-i-povyshenie-interesa-k-urokam-fizicheskoy-kultury (дата обращения: 01.10.2024).
Ярлыкова
О.В.,
Чубукова
В.В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-podvizhnyh-igr-na-razvitie-fizicheskih-kachestv-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат