Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности . Работа №71539

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
Работа:

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

 

Кийкова Виктория Цереновна, воспитатель

МАДОУ Детский сад «Журавушка»

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос воспитания дошкольников посредством трудовой деятельности как одного из ключевых аспектов развития личности ребенка. Приводятся примеры эффективных методов вовлечения детей в трудовую деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения. Акцентируется внимание на важности формирования у детей положительного отношения к труду и развивающих возможностей труда для социализации и всестороннего развития ребенка.

Ключевые слова: трудовая деятельность, дошкольники, воспитание, социализация, развитие личности, трудовые навыки, ответственность.

 

Воспитание детей дошкольного возраста является важным этапом в формировании личности и развития многих ключевых качеств, таких как ответственность, самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе и оценивать результаты своей деятельности. Одним из значимых средств воспитания выступает трудовая деятельность, которая позволяет детям научиться выполнять задачи, достигать целей и получать удовольствие от результата. Трудовая деятельность способствует развитию у дошкольников чувства ответственности за порученное дело, укрепляет навыки самоорганизации и формирует уважение к труду окружающих.

Начинать воспитание через трудовую деятельность следует с простейших действий, соответствующих возрасту ребенка. Например, в младших группах это могут быть задания, связанные с личной гигиеной, наведением порядка в игровой зоне или уходом за растениями. Важно, чтобы эти задачи не воспринимались детьми как обязательство, а вызывали положительные эмоции и интерес. Так, воспитатель может предложить детям полить цветы, объясняя важность этого действия для их роста и здоровья. Постепенно дети начинают осознавать, что их участие в заботе о растениях имеет конкретный результат — цветы становятся зелеными и красивыми. Такое осознание успеха формирует у ребенка удовлетворение от выполненной работы, что способствует закреплению положительного отношения к труду.

Важным моментом является организация совместной трудовой деятельности. Воспитатель может предложить детям выполнить определенное задание в группе, например, вместе подготовить участок для прогулки — убрать с него ветки и листья. При этом каждый ребенок получает свою задачу, исходя из его возможностей и желаний. Совместный труд не только способствует достижению общей цели, но и учит детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять обязанности и оказывать поддержку. В процессе совместной работы ребенок начинает понимать важность командной деятельности, учится уважать труд других и ценить свой вклад.

Не менее значимой частью трудового воспитания является вовлечение детей в уход за окружающей средой и приручение к порядку. Например, можно предложить детям собрать игрушки после игры или помочь разложить материалы для занятий. Такие небольшие, но регулярные задания позволяют формировать у дошкольников привычку поддерживать чистоту и порядок, а также развивают внимание и аккуратность. Воспитатель может превратить выполнение таких заданий в игру: например, предложить детям соревноваться, кто быстрее и точнее соберет игрушки, или составить небольшой отчет о проделанной работе в форме рисунка.

Помимо повседневных дел, важную роль в трудовом воспитании играют тематические занятия и мероприятия, направленные на развитие трудовых навыков. Например, можно организовать в группе мастерскую, где дети будут учиться изготавливать поделки из бумаги, глины или природных материалов. В процессе изготовления поделок дети развивают не только моторику, но и терпение, усидчивость, учатся планировать свои действия и видеть результат. Важно, чтобы воспитатель не только показывал, как выполнять ту или иную работу, но и поощрял творческий подход детей, поддерживал их инициативу и самостоятельность.

Отдельное внимание следует уделить проектной деятельности, которая также является важной составляющей трудового воспитания. Например, можно организовать коллективный проект по созданию мини-огорода на территории детского сада. Дети будут участвовать в посадке растений, ухаживать за ними, наблюдать за их ростом и развитием. Это не только увлекательное занятие, но и способ научить детей бережно относиться к природе, развить навыки ответственности и терпения. Результаты такого проекта, будь то цветы или овощи, которые дети сами вырастили, становятся предметом гордости для каждого участника и подкрепляют желание продолжать заниматься трудом.

Важно помнить, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте должна сочетаться с элементами игры, чтобы процесс был интересен и увлекательным для ребенка. Например, можно предложить детям поиграть в «строителей», где каждый ребенок будет выполнять определенную роль: кто-то будет строить дом из кубиков, кто-то украшать его, а кто-то будет следить за чистотой на «строительной площадке». В ходе такой игры дети учатся планировать свою работу, понимать, как распределяются обязанности, и видеть конечный результат своей деятельности.

Неотъемлемой частью трудового воспитания является формирование у детей уважительного отношения к труду взрослых. Важно, чтобы дети видели, как взрослые работают, и понимали, насколько важно каждый день выполнять свои обязанности. Воспитатель может рассказать детям о профессиях, показать им, как работают повара, врачи, учителя, и объяснить, что результат их труда — это важный вклад в жизнь общества. Можно организовать экскурсии в детском саду, где дети смогут наблюдать за работой других специалистов, задавать им вопросы, пробовать себя в их роли, например, помогая в приготовлении пищи или уборке.

Трудовая деятельность в детском саду не только формирует у детей важные навыки, но и помогает им лучше понимать окружающий мир, свои обязанности и роль в коллективе. Воспитатель играет ключевую роль в этом процессе, задавая правильные ориентиры, создавая условия для самостоятельности и инициативы детей. Чем раньше ребенок осознает ценность труда и научится получать удовольствие от результатов своей работы, тем более успешно он будет развиваться в будущем.

Таким образом, трудовая деятельность является важным элементом воспитания дошкольников. Она способствует формированию у детей ответственности, самостоятельности, уважения к чужому труду и развивает навыки взаимодействия в коллективе. Важно, чтобы воспитатели создавали благоприятные условия для вовлечения детей в трудовую деятельность, используя игровые и познавательные методы, а также поддерживая инициативу и творчество каждого ребенка.

 

 

Список литературы

Бых

Е.В. Трудовое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. 2019. №6 (45). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov

(дата обращения:

01

.

10

.2024).

Климова Н.И.,

Пылева

Т.В. Ненасильственное формирование волевых качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности // Вестник науки. 2018. №6 (6). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/nenasilstvennoe-formirovanie-volevyh-kachestv-doshkolnika-v-protsesse-trudovoy-deyatelnosti

(дата обращения:

01

.

10

.2024).

Миннуллина

Р.Ф.,

Газизова

Ф.С., Нуриева А.Р. Формирование нравственных качеств у старших дошкольников посредством трудовой

деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-u-starshih-doshkolnikov-posredstvom-trudovoy-deyatelnosti

(дата обращения:

01

.

10

.2024).

Спирина А.С. Опытно-экспериментальная работа по организации трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности // Вестник магистратуры. 2021. №9-1 (120). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-rabota-po-organizatsii-trudovogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-igrovoy

(дата обращения:

01

.

10

.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×