Развитие речевой активности у детей посредством пальчиковых игр и упражнений
Глазкова Елена Михайловна, воспитатель
МДОУ «Детский сад № 6»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития речевой активности у детей дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и упражнений. Данный метод способствует формированию речи через активное участие мелкой моторики рук, что улучшает координацию и развивает речевые навыки детей. Описаны основные принципы применения пальчиковых игр в образовательной деятельности, приведены примеры игр и упражнений, которые можно использовать для активизации речи у дошкольников.
Ключевые слова: речевая активность, дошкольники, пальчиковые игры, мелкая моторика, развитие речи, упражнения для рук, логопедическая работа.
Развитие речи является одной из ключевых задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Своевременное и полноценное развитие речевой активности помогает ребёнку не только легче осваивать коммуникативные навыки, но и быстрее усваивать информацию, понимать окружающий мир и строить отношения со сверстниками и взрослыми. Одним из эффективных методов, который широко используется в практике воспитателей, являются пальчиковые игры и упражнения. Этот метод базируется на тесной связи между развитием мелкой моторики рук и речевой деятельностью ребёнка.
Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии речевых навыков, так как моторные зоны головного мозга, ответственные за движение пальцев, тесно связаны с речевыми центрами. Когда ребёнок активно использует руки, происходит стимуляция и развитие этих центров, что положительно сказывается на формировании речи. Именно поэтому пальчиковые игры, основанные на активных движениях пальцев и кистей рук, способствуют улучшению речевой активности у детей.
Принципы использования пальчиковых игр в работе с дошкольниками включают регулярность, разнообразие и интеграцию с другими образовательными задачами. Важно, чтобы такие игры проводились систематически, постепенно усложняясь по мере развития навыков ребёнка. Начинать можно с простых упражнений, таких как сжимание и разжимание кулаков, и постепенно переходить к более сложным координационным задачам, где задействованы отдельные пальцы и их последовательные движения. Также важно, чтобы пальчиковые игры сопровождались речевыми заданиями — стихами, потешками, короткими текстами, что помогает активизировать речевую деятельность ребёнка.
Одним из примеров пальчиковых игр является игра «Сорока-белобока». В процессе игры взрослый рассказывает знакомую многим детям потешку, а ребёнок параллельно выполняет движения руками: сжимает и разжимает кулачки, перебирает пальцами, имитируя кормление птенцов. Такие упражнения не только развивают мелкую моторику, но и стимулируют речь, так как ребёнок слышит и повторяет текст, активизируя свои речевые центры.
Другой пример пальчиковой игры — «Замок». В этой игре ребёнок складывает пальцы рук так, чтобы они переплелись, а затем закрывает их, образуя «замок». В процессе выполнения движения воспитатель или родитель произносит стихотворение, побуждая ребёнка повторять слова. Подобные игры развивают координацию движений пальцев и активизируют речевые процессы.
Упражнения на мелкую моторику можно также интегрировать в различные тематические занятия. Например, во время изучения тем, связанных с природой, можно предложить детям поиграть в игру «Дерево». В этой игре дети имитируют пальцами ствол и ветви дерева, а воспитатель рассказывает о росте деревьев, листопаде или других природных явлениях. Такая игра не только активизирует руки, но и развивает ассоциативное мышление и речевые способности ребёнка, так как движения сопровождаются словами и образами.
Пальчиковые упражнения могут быть полезны не только для развития речи, но и для коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии. Многие логопеды используют данные методики для детей с задержками речевого развития, так как активизация моторики рук помогает быстрее запустить речевые процессы. Например, упражнения «Волшебные пальчики» включают в себя последовательное соединение каждого пальца руки с большим пальцем, что тренирует координацию и активизирует мозговую деятельность, связанную с речью.
Кроме того, важно, чтобы пальчиковые игры были интересны детям и вызывали у них положительные эмоции. Играя, дети легче воспринимают информацию, быстрее осваивают новые навыки. В этом контексте воспитатель может использовать небольшие игровые сюжеты, объединяя пальчиковые упражнения с ролевыми играми. Например, можно предложить детям представить, что их пальцы — это герои сказки или мультика, и в зависимости от сюжета дети выполняют различные движения пальцами, сопровождая их соответствующими словами и диалогами.
Особое внимание следует уделить ритму и темпу выполнения упражнений. Ритмичные движения пальцев в такт словам или музыке помогают детям легче координировать свои действия и развивать чувство ритма, что также способствует улучшению речевой активности. Например, игра «Топ-топ» предполагает ритмичные хлопки пальцами о поверхность стола в такт стихотворению. Это упражнение не только развивает мелкую моторику, но и помогает ребёнку лучше воспринимать структуру речи, ощущать паузы и ритм.
Ещё один важный аспект — это последовательность и системность работы. Развитие речи у дошкольников происходит поэтапно, поэтому необходимо включать пальчиковые игры в ежедневные занятия. Например, можно начинать утренние занятия с небольших пальчиковых упражнений для разминки рук и активации речевых центров. Постепенно, по мере того как дети привыкают к этим играм, можно усложнять задания, предлагая детям составлять свои истории или диалоги, которые они сопровождают движениями рук.
Таким образом, пальчиковые игры и упражнения являются эффективным методом развития речевой активности у дошкольников. Они способствуют формированию речи через стимулирование мелкой моторики, развивают координацию движений и активизируют речевые центры мозга. Важно, чтобы такие игры проводились регулярно, в игровой форме и с учётом возрастных особенностей детей. Воспитатели могут использовать разнообразные пальчиковые игры как в повседневной практике, так и в рамках специализированных занятий, интегрируя их в разные образовательные области. Это не только сделает процесс обучения более интересным и увлекательным для детей, но и поможет им успешно развивать речевые навыки, что станет основой для их дальнейшего общения и обучения.
Список литературы
Ершова
В. Н. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры / В. Н. Ершова, Н. П. Брехова. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 42-45. — URL:
https://moluch.ru/archive/127/35333/
(дата обращения: 02.10.2024).
Карепина
Е. А. Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников / Е. А.
Карепина
, Е. Н. Сафонова, Т. А. Соловьева, В. С.
Зевякина
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28
(132). — С. 887-889. — URL:
https://moluch.ru/archive/132/36698/
(дата обращения: 02.10.2024).
Малыгина
О. Е., Глухова
Н. С., Юхнева С. Н. [и др.].
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр /— Текст
:
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 34-37. — URL:
https://moluch.ru/th/1/archive/92/3217/
(дата обращения: 02.10.2024).
Папенкова
Ю.И., Гончарова О.В., Сапунова Т.В. Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр // Интерактивная наука. 2023. №7 (83). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoy-aktivnosti-u-detey-rannego-vozrasta-posredstvom-palchikovyh-igr
(дата обращения: 02.10.2024).
Хламова
Н. А. Значение и роль пальчиковых игр в развитии детей раннего и дошкольного возраста / Н. А.
Хламова
, Н. А. Новикова, Р. Р.
Тарунина
, Н. Ю.
Снаткина
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 57-58. — URL:
https://moluch.ru/archive/380/84057/
(дата обращения: 02.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат