Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Инклюзивное образование в современной начальной школе. Работа №71554

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Инклюзивное образование в современной начальной школе
Работа:

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Журавлева Оксана Васильевна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя образовательная школа №26» ,Московская область,

г. Орехово-Зуево

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам инклюзивного образования в современной начальной школе. Рассматриваются цели и задачи инклюзивного обучения, его значение для гармоничного развития каждого ученика, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются учителя. Описаны основные подходы и методы, применяемые для эффективной организации инклюзивного образования, а также роль педагогов в создании благоприятных условий для учебного процесса. Особое внимание уделяется адаптации образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями и созданию инклюзивной школьной среды.

Ключевые слова: инклюзивное образование, начальная школа, дети с ОВЗ, адаптация, педагогические методы, школьная среда.

 

Инклюзивное образование — это одна из ключевых концепций современного школьного обучения, которая направлена на обеспечение равных возможностей для всех детей, независимо от их физических, психических или социальных особенностей. В условиях начальной школы инклюзия предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общую образовательную среду, что помогает им социализироваться, а также развиваться в едином коллективе с другими учащимися. Основная цель инклюзивного образования — создание условий для полного участия каждого ребёнка в учебном процессе, а также обеспечение его индивидуального развития с учётом его особенностей.

Одним из главных принципов инклюзивного образования является признание того, что все дети имеют право на качественное образование и обучение вместе со своими сверстниками. Это означает, что ребёнок с особыми образовательными потребностями не должен быть изолирован от общего класса, а наоборот, должен иметь возможность развиваться в среде, где его способности и потребности будут учитываться. При этом педагог играет ключевую роль в создании такой среды, где каждый ученик чувствует себя принятым и имеет возможность проявить свои способности.

Одним из основных вызовов для учителей начальных классов в рамках инклюзивного обучения является необходимость адаптации образовательного процесса под нужды каждого ученика. Это требует от педагогов умения гибко подходить к организации учебного процесса, используя дифференцированные методы обучения. Например, для детей с нарушениями зрения может потребоваться использование специальных учебных материалов с увеличенным шрифтом или аудиоматериалов, а для детей с нарушениями слуха — визуальные материалы и жестовая речь. Важно, чтобы учитель знал, как адаптировать учебные задания, формы контроля и способы объяснения материала, чтобы каждый ребёнок мог освоить его в соответствии со своими возможностями.

Также в инклюзивном образовании большое внимание уделяется созданию поддерживающей школьной среды. Это не только физическая адаптация классов, например, наличие пандусов или специализированных парт, но и психологический климат, который способствует интеграции всех детей в школьное сообщество. Учитель должен создать в классе атмосферу взаимопонимания, где каждый ребёнок будет чувствовать себя частью коллектива. Очень важно, чтобы учащиеся были обучены основам толерантности и уважению друг к другу. Это может быть достигнуто через совместные проекты, игры и обсуждения, где дети учатся принимать и поддерживать друг друга, независимо от их различий.

Ещё одним важным аспектом инклюзивного образования является сотрудничество с родителями. Родители играют важную роль в образовательном процессе, особенно когда речь идёт о детях с особыми потребностями. Важно, чтобы учителя регулярно взаимодействовали с родителями, обсуждали успехи и трудности их детей, а также совместно искали решения для преодоления возникающих трудностей. Поддержка родителей помогает создать единую линию развития ребёнка как в школе, так и дома, что положительно влияет на его адаптацию и успехи в обучении.

Инклюзивное образование также предполагает тесное сотрудничество с педагогами-специалистами, такими как дефектологи, логопеды, психологи и социальные педагоги. Эти специалисты помогают учителям в разработке индивидуальных образовательных программ для детей с особыми потребностями, а также предоставляют необходимую помощь и поддержку в процессе обучения. Например, психолог может помочь учителю в создании комфортных условий для ребёнка с эмоциональными трудностями, а логопед — разработать упражнения для улучшения речевых навыков.

Важным моментом для успешного инклюзивного образования является постоянное повышение квалификации педагогов. Учителям необходимо обладать специальными знаниями и навыками для работы с детьми с ОВЗ. Курсы повышения квалификации, семинары и тренинги, посвящённые инклюзии, помогают педагогам лучше понимать особенности таких детей и выбирать эффективные методики для их обучения. Также важно, чтобы учителя умели работать в команде с другими специалистами, обменивались опытом и поддерживали друг друга.

Несмотря на очевидные преимущества инклюзивного образования, его внедрение в начальную школу связано с определёнными трудностями. Одной из главных проблем является недостаток материально-технического обеспечения школ. Например, не во всех образовательных учреждениях есть возможность оборудовать классы специальными устройствами для детей с нарушениями слуха или зрения. Также нередко возникает нехватка специалистов, которые могли бы помочь учителям в работе с детьми с ОВЗ.

Тем не менее, инклюзивное образование даёт значительные преимущества как для детей с особыми потребностями, так и для их сверстников. Оно способствует развитию толерантности, взаимопомощи и уважения к различиям, формируя у детей важные социальные и эмоциональные навыки. Дети, участвующие в инклюзивных программах, учатся принимать других такими, какие они есть, развивая при этом собственные способности и расширяя границы своего восприятия мира.

Таким образом, инклюзивное образование в начальной школе является важным элементом современной образовательной системы, направленным на создание условий для полноценного развития всех детей. Успех инклюзивного обучения зависит от гибкости педагогов, их умения адаптировать образовательный процесс под нужды каждого ученика, а также от поддержки со стороны родителей и специалистов. Несмотря на существующие трудности, инклюзивное образование открывает перед детьми широкие возможности для самореализации, социализации и развития в условиях общего образовательного пространства.

 

Список литературы

 

Ахулкова

А.И., Самарцева Е.Г. Инклюзивное образование как социально-педагогический феномен // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. №2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 02.10.2024).

Неустроева, Е. Н. Использование педагогических технологий инклюзивного образования в начальной школе / Е. Н. Неустроева, Ю. П. Прокопьева. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VII

Междунар

. науч.

конф

. (г.

Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13030/ (дата обращения: 02.10.2024).

Шибанова Н.М., Халтурина Н.И. Особенности организации инклюзивного образовательного процесса в начальной школе // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×