РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Журавлева Оксана Васильевна, учитель начальных классов
МОУ «Средняя образовательная школа №26» ,Московская область,
г. Орехово-Зуево
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования читательской грамотности и развития смыслового чтения у младших школьников. Описаны основные задачи, которые стоят перед учителем начальных классов в процессе работы над улучшением навыков осознанного, смыслового восприятия текста. Рассматриваются методы и приемы, способствующие развитию у детей способности понимать и анализировать текст, выделять его главные идеи, делать выводы и применять полученные знания в практике. Особое внимание уделено роли игры, диалога и творческого подхода в обучении смысловому чтению.
Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, начальная школа, педагогические методы, развитие навыков, текстовая деятельность, осознанное чтение.
Чтение является одним из важнейших компонентов учебного процесса в начальной школе. Оно не только служит основным способом получения информации, но и развивает интеллектуальные способности, формирует навыки критического мышления и осознания смысла прочитанного. Однако умение читать — это не просто механический процесс, включающий в себя декодирование букв и слов. На ранних этапах обучения дети должны научиться понимать, осмыслять и анализировать текст, что и является основной целью развития читательской грамотности.
Читательская грамотность — это способность не только прочитать текст, но и понять его содержание, выделить важную информацию, ответить на вопросы, а также сделать выводы. На уроках в начальной школе учитель сталкивается с важной задачей — формировать у детей эти навыки. Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного освоения текстов различной сложности. Важно, чтобы учащиеся овладели не только основами технического чтения, но и научились активно взаимодействовать с текстом, осознавая его смысл, глубину и контекст.
Смыслом чтения называют процесс восприятия текста, его анализа и интерпретации. Это более глубокий процесс, чем просто декодирование слов и предложений. Дети должны научиться выявлять главную мысль текста, обращать внимание на детали, которые поддерживают или развивают основную идею. Только через осознание содержания текста ребенок может развить критическое мышление, умение задавать вопросы и находить ответы, делать обоснованные выводы.
Педагогические методы, направленные на развитие смыслового чтения, включают в себя целый комплекс подходов и приемов. Во-первых, важной частью работы является формирование у детей умения вычленять ключевые идеи текста. Для этого используются различные методы, такие как выделение заголовков, составление плана, создание схем или диаграмм, которые помогают систематизировать прочитанное. Важно, чтобы дети научились определять главную мысль, а не только вспоминали отдельные факты, связанные с текстом.
Кроме того, важно развивать у младших школьников навыки рефлексии. Вопросы, направленные на осмысление прочитанного материала, помогают детям более глубоко воспринимать содержание и устраивать диалог с текстом. Такие вопросы могут быть различными: «О чем этот текст?», «Какие события описаны в тексте?», «Какие чувства вызывает этот текст?», «Какой урок можно извлечь из прочитанного?» Эти вопросы направлены на то, чтобы ребёнок задумался о смысле текста и начал видеть его связь с реальной жизнью.
Использование игровых технологий — это один из эффективных способов развития смыслового чтения. Игры, в которых дети должны работать с текстом, анализировать его, находить скрытые смыслы или строить логические связи, стимулируют их внимание, развивают память и внимание, а также помогают лучше усваивать материал. Например, игра «Найди лишнее слово» или «Пойми героя» помогает детям сосредоточиться на деталях, важнейших для понимания смысла текста. В этом случае важно вовлечь детей в коллективную деятельность, чтобы они могли обсуждать свои наблюдения и делиться множеством мнений, что способствует развитию критического мышления.
Также, одним из действенных способов развития читательской грамотности является работа с вопросами, которые требуют от детей не просто простого пересказа, а умения работать с текстом на более глубоком уровне. К таким вопросам можно отнести: «Как ты думаешь, почему герой поступил так?», «Какие чувства он испытывал в этот момент?». Такие вопросы способствуют тому, чтобы дети глубже вникали в содержание текста, задумывались о мотивах персонажей и их действиях.
Важным аспектом обучения смысловому чтению является использование разнообразных текстов. Работа с художественными произведениями помогает развивать воображение, образное мышление и эмоциональную сферу ребёнка. Тексты с элементами фольклора, сказки, рассказы, стихотворения — все эти виды литературы способствуют формированию у детей различных форм восприятия и анализа текста. Произведения, которые вызывают у детей эмоциональный отклик, помогают лучше понять смысл, спрятанный за словами, и углубляют их восприятие текста.
Кроме того, дети должны научиться делать выводы, используя прочитанное для решения задач и применения знаний в различных ситуациях. Это может быть сделано через творческие задания, такие как составление рассказов на основе прочитанного, пересказ с добавлением фантазийных элементов, а также через задания, которые помогают установить связи между текстом и жизнью. Такие задания не только способствуют осмыслению текста, но и развивают у детей способность к творческому мышлению.
Другой важной частью работы над развитием читательской грамотности является работа с родителями. Родители могут активно участвовать в процессе развития читательских навыков ребёнка, читая вместе с ним книги, обсуждая прочитанное и помогая ребенку выражать свои мысли о содержании. Совместное чтение не только развивает навыки понимания текста, но и способствует укреплению отношений в семье, повышает интерес к чтению.
Читательская грамотность тесно связана с другими видами грамотности: математической, цифровой, критической. С помощью умения осмысленно работать с текстами, ребёнок развивает свою способность к анализу, систематизации и решению проблем. Таким образом, работа над читательской грамотностью способствует не только усвоению учебного материала, но и развитию общего интеллекта, творческого и критического мышления.
Нельзя забывать и о том, что развитие читательской грамотности необходимо начинать с ранних этапов обучения. Уже в первом классе дети должны освоить основные принципы осознанного чтения. Для этого используются простые методики, направленные на выявление содержания текста, его основной мысли. Уже на этом этапе необходимо развивать у детей умение концентрироваться на прочитанном, задавать себе вопросы и делать выводы.
Таким образом, развитие читательской грамотности и смыслового чтения является важнейшей задачей начального образования. Это не только помогает детям овладеть основными навыками восприятия и анализа текста, но и способствует их общему развитию: развитию речи, мышления, воображения и эмоциональной сферы. Важно помнить, что читательская грамотность не ограничивается только умением читать, но и включает в себя умение понимать, интерпретировать и применять прочитанное в различных ситуациях.
Список литературы
Ефременко, О. Ф. Смысловое чтение как основа читательской грамотности младшего школьника / О. Ф. Ефременко, М. Н. Курбатова, О. С. Филова // Актуальные аспекты педагогики и психологии: материалы
Междунар
. науч.–практ.
конф
. (Чебоксары, 7 окт. 2021 г.) /
редкол
.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. — С. 26–27.
Прокина, Л. П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника / Л. П. Прокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233. — URL: https://moluch.ru/archive/474/104775/ (дата обращения: 02.10.2024).
Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие/авт.-сост. Н.С. Чернякова. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2023. – 52 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат