Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. Работа №71560

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Работа:

ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Коротина Людмила Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ УВК "Школьная академия имени Мальцева Александра Ивановича" города Бахчисарай Республики Крым

 

Аннотация: Статья рассматривает различные приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. Словарные слова — это те, которые не поддаются правилам орфографии, но должны быть запомнены учащимися. Задача учителя — сделать процесс их усвоения интересным, эффективным и доступным для младших школьников. В статье представлены методы, которые способствуют лучшему запоминанию словарных слов, такие как игровые подходы, использование мультимедийных технологий, различные виды упражнений на закрепление. Описан дифференцированный подход, который позволяет индивидуализировать процесс работы с трудными словами в зависимости от уровня подготовки каждого ребёнка. Также внимание уделено важности постоянного повторения словарного запаса для закрепления знаний.

Ключевые слова: словарные слова, орфография, методы обучения, начальная школа, русский язык, игры, мультимедийные технологии, дифференциация, повторение.

 

Работа со словарными словами занимает важное место в преподавании русского языка в начальной школе. Словарные слова — это те слова, написание которых не поддается правилам орфографии и требует обязательного запоминания. На их правильное написание могут влиять различные факторы, такие как заимствование из других языков, историческое развитие языка, особенности фонетики. Однако, несмотря на кажущуюся сложность, процесс запоминания словарных слов можно сделать интересным и доступным для младших школьников с помощью различных методик и приемов.

Одним из самых эффективных приёмов работы со словарными словами является метод последовательного повторения. Задача учителя — не просто объяснить детям правила написания слов, но и создать условия для их постоянного закрепления. Для этого важно предусмотреть систематическое повторение словарных слов в процессе уроков, а также в форме домашних заданий. Важно, чтобы дети не забывали написание слов, а использовали их в речи. Регулярные диктанты и тесты, в которых используются словарные слова, помогут закрепить знания. Однако необходимо помнить, что такие задания должны быть разнообразными и мотивирующими.

Для младших школьников, особенно в начале обучения, эффективным инструментом является методика игрового подхода. Игры делают процесс обучения увлекательным и менее формальным, что способствует лучшему запоминанию трудных слов. Применение игровых приёмов на уроках русского языка помогает детям легче воспринимать учебный материал, в том числе и словарные слова. Например, можно предложить детям игру, в которой они должны выбрать слово с правильным написанием среди нескольких предложенных вариантов. Также можно использовать кроссворды, анаграммы и ребусы, в которых зашифрованы словарные слова. Такие игры развивают у детей не только орфографическую внимательность, но и логическое мышление.

Особое внимание следует уделить работе с мультимедийными технологиями, которые значительно расширяют возможности преподавания русского языка. Использование мультимедийных материалов позволяет сделать уроки более динамичными и разнообразными. С помощью интерактивных досок, мультимедийных презентаций и обучающих программ можно наглядно продемонстрировать детям написание слов, объяснить правила их написания и на практике закрепить полученные знания. Так, можно показать детям анимационные ролики, в которых объясняются трудные моменты орфографии, или предложить интерактивные тесты, которые будут автоматически проверять знания учащихся. Мультимедийные материалы делают процесс обучения более наглядным, что особенно важно для детей младшего школьного возраста.

Дифференцированный подход к обучению, включающий индивидуальные задания, также может значительно улучшить процесс работы со словарными словами. Каждый ученик имеет свои особенности восприятия и усвоения материала, и не все дети одинаково легко запоминают словарные слова. Важно предусмотреть индивидуальные задания для учащихся, которые испытывают трудности с орфографией, а также для тех, кто уже обладает высокими навыками. Для слабых учеников можно предложить более простые слова, использование которых они смогут активно закрепить на уроке. В то же время сильным ученикам можно предложить более сложные задания, например, составление текста с использованием большого количества словарных слов или решение орфографических задач. Дифференциация помогает детям учиться в своем темпе и дает возможность каждому ученику проявить свои способности.

Ещё одной важной составляющей работы с словарными словами является развитие умений детей самоконтроля. Для этого можно предложить детям различные упражнения, которые способствуют осознанию правил написания слов и позволяют самостоятельно проверять свои знания. Например, после объяснения новой группы словарных слов можно предложить детям выполнить упражнения, в которых они должны вставить пропущенные буквы в слова или исправить ошибки. Это способствует не только лучшему запоминанию слов, но и развивает внимание и аналитические способности. Для того чтобы закрепить навыки самоконтроля, полезно также проводить анализ собственных ошибок учащихся на уроках, обсуждать их, чтобы дети осознали, какие трудности возникли, и какие приёмы можно использовать для их преодоления.

Применение проектного подхода может стать важным инструментом в работе с трудными словами. Дети могут создавать небольшие проекты, в которых используют словарные слова. Это могут быть сочинения, письма, рассказы или даже небольшие исследовательские работы, в которых дети должны применить изученные слова. Проектная деятельность развивает у детей творческое мышление, навыки работы в команде, а также способствует более глубокому осмыслению материала. Кроме того, такие задания делают процесс обучения более осмысленным и полезным, так как ученики видят реальное применение знаний в жизни.

Задания на выбор также являются важным элементом в обучении русскому языку. Например, учитель может предложить детям выбрать те слова, которые они хотят запомнить в первую очередь, а затем составить с ними предложения. Такой подход не только развивает у детей чувство ответственности за своё обучение, но и позволяет сделать процесс работы с трудными словами более осознанным и интересным.

Важнейшей частью работы со словарными словами является привлечение детей к анализу языка. Когда дети начинают осознавать, почему слово пишется именно так, а не иначе, процесс запоминания значительно ускоряется. Можно использовать задания на анализ слов, в которых нужно выделить корень, приставку, суффикс или окончание. Важно также обратить внимание на происхождение слов, особенно если они заимствованы из других языков. Знание этих деталей помогает детям лучше запомнить написание слова, ведь они начинают понимать его структуру.

В заключение, работа со словарными словами в начальной школе должна быть систематической, разнообразной и увлекательной. Использование различных методов и приёмов, таких как игровые технологии, мультимедийные материалы, проектная деятельность, дифференциация и самоконтроль, способствует лучшему усвоению словарных слов. Важно создать такие условия, при которых дети не только запомнят написание слов, но и будут осознавать их значение, что поможет им использовать эти слова в повседневной речи.

 

Список литературы

 

Бобровская, Г. В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2015 - №6. - С.76-80.

Капкайкина

Н.К. Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slovarno-orfograficheskaya-rabota-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 02.10.2024).

Шаламова, М. И. Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе / М. И. Шаламова, Н. В. Гамова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 259-262. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67352/ (дата обращения: 02.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×