Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формы и методы организации внеурочной деятельности в начальных классах. Работа №71561

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формы и методы организации внеурочной деятельности в начальных классах
Работа:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Коротина Людмила Викторовна, учитель начальных классов

МБОУ УВК "Школьная академия имени Мальцева Александра Ивановича" города Бахчисарай Республики Крым

 

Аннотация: В статье рассматриваются различные формы и методы организации внеурочной деятельности в начальных классах. Подчеркивается важность внеурочной работы для гармоничного развития младших школьников, а также для формирования у них ключевых компетенций, таких как социальные навыки, творческое мышление, критическое восприятие информации и способность к саморазвитию. Рассмотрены основные виды внеурочной деятельности, включая кружки, спортивные секции, творческие проекты и школьные конкурсы, а также роль педагога в организации и проведении таких мероприятий. Описание включает практические рекомендации для учителей начальных классов, направленные на повышение эффективности работы с детьми в рамках внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, начальная школа, формы и методы, развитие личности, социальные навыки, творческое мышление, педагогика.

 

Внеурочная деятельность в начальных классах играет важную роль в формировании личности ребенка, поскольку именно в этот период закладываются основы его знаний, умений и навыков. Она способствует гармоничному развитию ребенка, помогает ему раскрыть свои творческие способности, научиться работать в коллективе, развивать коммуникационные и социальные навыки. Внеурочная работа в школьной системе сегодня воспринимается как неотъемлемая часть образовательного процесса, обеспечивающая эффективное освоение учебной программы и дополняющая традиционные уроки.

Одним из важнейших аспектов внеурочной деятельности является разнообразие форм и методов её организации. Они должны учитывать возрастные особенности детей, их интересы и потребности, а также быть направлены на развитие тех качеств, которые необходимы ребенку для успешной социализации и самостоятельного функционирования в обществе. При этом внеурочные мероприятия могут быть как обязательными, так и дополнительными, охватывающими широкий спектр учебной, творческой и спортивной активности.

Одной из наиболее популярных форм внеурочной работы являются кружки. В начальной школе кружки помогают детям не только углубить знания по различным предметам, но и развить личностные качества, такие как усидчивость, ответственность, инициатива. Кружки могут быть очень разнообразными: научные, художественные, литературные, театральные, музыкальные, спортивные. Каждое направление кружковой работы помогает детям раскрыть свои таланты и увлечения. Например, в кружках художественного направления (рисование, лепка, рукоделие) дети не только учат технику выполнения различных работ, но и развивают воображение, творческое мышление. В театральных кружках дети учатся работать в команде, разыгрывать сценки и спектакли, что развивает их уверенность в себе и коммуникативные навыки.

Другой важной формой организации внеурочной деятельности являются секции. Спортивные и игровые секции помогают детям развивать физическую активность, укреплять здоровье, а также учат работать в коллективе, соблюдать дисциплину и организованность. Секционные занятия позволяют детям проявить лидерские качества, улучшить координацию движений, развить выносливость и ловкость. Спортивные секции могут включать такие виды деятельности, как футбол, волейбол, плавание, гимнастика, шахматы. Игровые секции в свою очередь развивают мышление, воображение и творческие способности детей.

Третьей формой внеурочной деятельности являются школьные проекты и конкурсы. Проекты могут быть различной направленности: научные, культурные, экологические, а также творческие. Такие проекты могут включать в себя как индивидуальные, так и коллективные виды деятельности. Участвуя в проектной деятельности, дети учатся планировать свою работу, работать в группе, распределять обязанности и достигать поставленных целей. Проектная работа способствует развитию критического мышления, научной любознательности, а также способности самостоятельно искать решение различных задач. Важно, что проектная деятельность часто предполагает интеграцию различных дисциплин: математики, науки, русского языка, истории, что делает её особенно ценной для общего образования ребенка.

Конкурсы – это еще одна форма внеурочной деятельности, которая позволяет детям продемонстрировать свои таланты и достижения. Участие в конкурсах способствует развитию уверенности в себе, ответственности, стремления к успеху. Они могут быть как школьными, так и межшкольными, а также региональными или даже всероссийскими. Конкурсы могут касаться различных областей: литературы, изобразительного искусства, музыки, спорта, науки и технологий. Например, литературные конкурсы способствуют развитию творческих способностей, повышению интереса к чтению и письму, а также развитию выразительности речи и грамотности.

Важным аспектом эффективной организации внеурочной деятельности является индивидуальный подход к каждому ребенку. Учитывая разнообразие интересов и способностей учеников, учителю необходимо подобрать такие формы и методы работы, которые соответствуют потребностям каждого ребенка. Для одних детей наиболее привлекательными могут быть творческие занятия, для других — спортивные или интеллектуальные. Поэтому учителю следует внимательно отслеживать увлечения детей, помогать им находить интересные и полезные формы деятельности, которые способствуют их всестороннему развитию.

Методы организации внеурочной деятельности также должны быть разнообразными. Например, можно использовать игровые и ролевые методы, которые способствуют вовлечению детей в активную деятельность и развивают их воображение. Ролевые игры могут быть использованы как в рамках кружков, так и в проектной деятельности, помогая детям погрузиться в создаваемую ими самим историю. Игровые методы способствуют развитию социальной активности, коммуникативных навыков, а также умению работать в коллективе.

Другими важными методами, которые можно применить в организации внеурочной деятельности, являются метод проблемного обучения, метод мозгового штурма, метод дискуссий и метод кейсов. Эти методы развивают критическое мышление, учат детей аргументировать свою точку зрения, находить оптимальные решения для решения поставленных задач. Важно, что в процессе применения таких методов дети учат разбираться в проблемах, выявлять важные аспекты и не бояться высказывать своё мнение.

Кроме того, важнейшим условием эффективной внеурочной деятельности является сотрудничество с родителями. Родители играют важную роль в поддержке внеурочной работы, и их активное участие в жизни школы способствует созданию позитивной образовательной среды. Родители могут оказывать помощь в организации различных мероприятий, участвовать в проведении мастер-классов и конкурсов, а также помогать детям в освоении новых знаний и навыков.

Таким образом, внеурочная деятельность является важной частью школьного образования. Она помогает детям развивать разнообразные умения, раскрывать свои таланты, а также учит работать в коллективе, выражать свои мысли и осознанно подходить к учебным и творческим задачам. Успешная организация внеурочной работы требует разнообразных форм и методов, внимания к индивидуальным интересам детей, а также активного сотрудничества с родителями.

 

Список литературы

 

Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. – Красноярск:

Сиб

.

федер

. ун-т, 2019 – 144 с.

Проектирование уроков и внеурочной деятельности в начальной школе: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020 – 90 с.

Сергеева Б.В., Игнатова Д.А. Система организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе //

ПНиО

. 2018. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti-sportivno-ozdorovitelnogo-napravleniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 02.10.2024).

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×