Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Методы формирования экологической культуры у дошкольников". Работа №71571

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Методы формирования экологической культуры у дошкольников"
Работа:
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Чашкина Елена Викторовна, воспитатель
МБДОУ Новохоперский центр развития ребенка Пристань детства
Аннотация: Статья посвящена методам формирования экологической культуры у дошкольников. В современном мире, где экология становится одной из важнейших тем, задача воспитателей заключается в том, чтобы с раннего возраста прививать детям уважение к природе и понимание её ценности. Рассматриваются разнообразные методы и приемы, которые могут быть использованы в образовательном процессе для формирования экологической сознательности у детей. Приводятся примеры практических занятий, игр и проектов, которые способствуют экологическому воспитанию. Материал будет полезен воспитателям, педагогам и родителям, стремящимся развить у детей ответственный подход к окружающей среде.
Ключевые слова: экологическая культура, дошкольники, воспитание, методы, природа, игра, проекты, сознательность.
Формирование экологической культуры у дошкольников — это важная задача, которая требует внимания и профессионализма со стороны воспитателей и педагогов. В условиях современных экологических проблем, таких как загрязнение окружающей среды, изменение климата и исчезновение биологических видов, актуальность экологического воспитания становится очевидной. Воспитание у детей бережного отношения к природе и понимания своей роли в её сохранении закладывает фундамент для будущего, где они станут сознательными гражданами, готовыми заботиться о своем окружении.
Первым методом формирования экологической культуры является использование игровых форм обучения. Игры — это естественный способ восприятия информации детьми. Подвижные игры на свежем воздухе, например, могут включать задания на сбор природных материалов (шишек, листьев, камней), что позволит детям не только ознакомиться с окружающей средой, но и развить у них умение заботиться о природе. Кроме того, можно проводить эстафеты, где дети будут участвовать в различных эко заданиях, таких как сортировка мусора или создание зеленых уголков из собранных природных материалов.
Далее, важно интегрировать экологические темы в повседневные занятия и уроки. Например, во время занятий по рисованию можно предложить детям нарисовать свою любимую природу или животных, тем самым способствуя развитию эмоционального отклика на окружающий мир. Создание поделок из вторичных материалов не только развивает творческие способности детей, но и учит их переработке и правильному обращению с отходами. Это способствует формированию у детей осознанного отношения к использованию ресурсов.
Метод проектной деятельности также является эффективным инструментом в формировании экологической культуры. Проекты могут включать разные аспекты экологии, такие как Наши братья меньшие (изучение животных и их среды обитания), Зеленая планета (изучение растений) или Сохранение воды (обсуждение важности воды в природе). В рамках проектов дети могут исследовать, делать презентации, участвовать в экскурсиях на природу или в зоопарк, что позволяет им на практике увидеть, как важно бережно относиться к окружающей среде.
Важным аспектом является вовлечение родителей в экологическое воспитание. Проведение совместных мероприятий, таких как субботники или зелёные уроки в парке, помогает укрепить связь между домом и детским садом. Родители могут участвовать в обсуждении экологических проблем, что дает возможность детям видеть, что забота о природе — это не только ответственность воспитателей, но и каждого члена семьи. Такие мероприятия формируют у детей понимание важности совместной работы по охране окружающей среды.
Не менее важным методом является использование экологических сказок и рассказов. Чтение литературы на экологическую тематику помогает детям осознать важность защиты природы через сюжеты, которые они могут воспринимать на эмоциональном уровне. Книги о животных, природе и о том, как они взаимодействуют друг с другом, могут стать отправной точкой для обсуждения и анализа. После чтения воспитатель может задать вопросы, побуждающие детей задуматься о своих действиях и влиянии на окружающий мир.
Кроме того, активное использование технологий в экологическом воспитании может принести хорошие результаты. Использование мультимедийных презентаций, видеороликов о природе и интерактивных приложений, посвященных экологии, может сделать обучение более увлекательным и доступным. Дети могут визуально видеть последствия своих действий, что способствует более глубокому пониманию и восприятию экологии.
Одним из эффективных методов формирования экологической культуры является организация детских кружков или секций по экологии. Это может быть кружок Юный эколог, где дети будут участвовать в различных экспериментах и исследованиях, направленных на изучение природы. Такие занятия могут включать наблюдение за растениями, создание мини-садов или аквариумов, что позволяет детям в интерактивной форме изучать экологические принципы.
Нельзя забывать о важности создания зеленого пространства в самом детском саду. Наличие цветников, кустарников и деревьев не только украшает территорию, но и является образовательным ресурсом. Дети могут ухаживать за растениями, наблюдать за изменениями в природе в зависимости от времени года, что формирует у них бережное отношение к экосистеме. Регулярные прогулки по территории сада и занятия по наблюдению за природой развивают у детей чувство принадлежности к окружающему миру.
Важным направлением в формировании экологической культуры является развитие навыков критического мышления. Воспитатели могут проводить дискуссии на темы экологии, задавая детям открытые вопросы, которые требуют размышлений и аргументации. Например, можно обсудить, почему важно сохранять воду, как мы можем помочь животным или растениям. Это способствует формированию у детей не только знаний, но и умений осмысливать и анализировать информацию.
Наконец, экологическая культура формируется не только через занятия, но и через пример воспитателей. Если взрослые показывают своим поведением уважение к природе, дети будут подражать этому. Применение принципов экологически чистого образа жизни, таких как уменьшение потребления пластика, переработка отходов и бережное отношение к ресурсам, станет основой для формирования у детей ответственности за природу.
В заключение, методы формирования экологической культуры у дошкольников разнообразны и могут включать в себя игровые формы, проектную деятельность, родительское вовлечение, чтение литературы, использование технологий, кружковую работу и личный пример воспитателей. Важно, чтобы воспитатели применяли комплексный подход, создавая условия для всестороннего развития детей и их осознания своей роли в сохранении природы. Формирование экологической культуры с раннего возраста станет залогом создания более ответственного и сознательного общества, способного заботиться о нашей планете.
Список литературы
Габбасова С.А. Экологическое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. 2016. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov
Коурова С.И., Яковлева Н.И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС до // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. №4 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-ekologicheskoy-kultury-doshkolnikov-v-usloviyah-realizatsii-fgos-do
Поданёва Т.В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // МНКО. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-ekologicheskoy-kultury-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×