Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие пространственного восприятия: как создать благоприятную атмосферу для письма и чтения в классе. Работа №71600

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие пространственного восприятия: как создать благоприятную атмосферу для письма и чтения в классе
Работа:

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ: КАК СОЗДАТЬ БЛАГОПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ДЛЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В КЛАССЕ

 

Зотова Мария Анатольевна, учитель-дефектолог

ГБОУ Школа 1748 "Вертикаль", г.Москва

 

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме пространственного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями. Пространственное восприятие является одной из ключевых составляющих успешного обучения письму и чтению. В работе рассматриваются основные понятия, связанные с пространственным восприятием, а также методы и приемы, позволяющие создать благоприятную атмосферу в классе для развития этих навыков. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу, который должен быть применен к каждому ребенку. Также предлагаются практические рекомендации для учителей-дефектологов.

Ключевые слова: пространственное восприятие, обучение письму, чтение, дефектология, начальная школа, индивидуальный подход.

 

Проблема пространственного восприятия у детей с нарушениями развития сегодня становится всё более актуальной. Пространственное восприятие включает в себя способность осмысливать расположение объектов в пространстве и их взаимосвязи. Это важный аспект, который имеет прямое отношение к успешному освоению таких навыков, как чтение и письмо. Для учителей-дефектологов будет полезно ознакомиться с основами пространственного восприятия и тем, как создать благоприятную атмосферу для его развития в классе.

Пространственное восприятие — это способность восприятия пространственных характеристик окружающего мира: форма, размер, расстояние и ориентация объектов. Эта способность позволяет ребенку правильно ориентироваться в пространстве, что особенно важно при чтении и письме. Дети с нарушениями развития часто имеют трудности в этом аспекте, что может негативно сказываться на их обучении.

Развитие пространственного восприятия способствует формированию базовых навыков, необходимых для успешного обучения письму и чтению. Например, умение различать написанные буквы, правильно их располагать на странице и осознавать их пространственные отношения — критически важные аспекты. Более того, пространственное восприятие связано с другими когнитивными функциями, такими как внимание, память и логическое мышление.

Одним из первых шагов на пути создания благоприятной атмосферы является организация рабочего пространства. Класс должен быть оборудован так, чтобы дети могли свободно передвигаться, ощущая себя комфортно. Расставьте мебель таким образом, чтобы обеспечить пространство для выполняемых заданий, например, для игры с конструкторами или наглядными пособиями.

На занятиях можно использовать различные наглядные пособия, которые помогут детям лучше понять пространственные отношения. Это могут быть геометрические фигуры, LEGO-конструкторы, карточки с изображениями фигур и объектов. Такие материалы делают процесс обучения более интересным и наглядным.

Игровые методы обучения способны помочь детям развить пространственное восприятие в ненавязчивой и интересной форме. Игры, требующие маневрирования и взаимодействия с пространством, помогают улучшить ориентацию и развивают навыки, необходимые для письма и чтения. Примеры таких игр: «Найди путь», головоломки, строительные игры.

Каждый ребенок уникален и поэтому требует индивидуального подхода. Обращайте внимание на его особенности, предпочтения и уровень развития. Осуществляйте дифференцированный подход в обучении, предлагая различные задания и активности. Это поможет детям не только развивать пространственное восприятие, но и повысить их уверенность в себе.

Практические рекомендации для учителей-дефектологов

Проводите регулярные занятия по развитию пространственного восприятия

Создайте программы, включающие регулярные занятия по развитию пространственного восприятия. Учите детей различать формы, размеры и расстояния. Используйте разные виды деятельности — как индивидуальные, так и групповые.

Старайтесь интегрировать навыки пространственного восприятия в занятия по чтению и письму. Например, во время обучения буквам можно использовать буквенные карточки и различные игры на позиционирование объектов. Это поможет детям легче понять, как буквы располагаются на странице и какие правила существуют для их написания.

Регулярно оценивайте прогресс детей в развитии пространственного восприятия. Это даст возможность корректировать подходы и методы обучения, если это потребуется. Разнообразие форматов оценивания (проверка устно, через игры, практические задания) произведет более точную картину уровня развития каждого ученика.

Пространственное восприятие является ключевым элементом в обучении письму и чтению у детей с нарушениями развития. Создание благоприятной атмосферы и соответствующей организации учебного процесса, а также применение индивидуального подхода помогут детям преодолеть трудности. Учителя-дефектологи играют важную роль в этом процессе, и их задачи заключаются не только в обучении, но и в создании условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Работа над развитием пространственного восприятия позволит улучшить общие учебные успехи детей и повысить их уверенность в себе, что важно для их социальной адаптации и будущего обучения.

 

Список литературы

Донина Ирина Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Киринцева Мария Александровна Формирование пространственных представлений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Педаг

огический вестник.

2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prostranstvennyh-predstavleniy-mladshih-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.

Чупеева Н.А. Особенности зрительно-пространственной ориентировки у первоклассник

ов с ограниченными возможностями здоровья // Санкт-Петербургский образовательный вестник.

2018. №9-10 (25-26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zritelno-prostranstvennoy-orientirovki-u-pervoklassnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdor

ovya.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×