Учебный предмет: литература
Класс: 11
Тема урока – Подготовка к итоговому сочинению. Доброта как духовно-нравственная ценность.
Цель урока: формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Задачи:
I. Образовательные:
- познакомить учащихся с приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования;
- учить устанавливать связи между частями сочинения;
- учить различать главную и второстепенную информации
II. Развивающие
-повторить материал о структуре сочинения;
- развивать критическое мышление через заполнение таблицы
- обогащать словарный запас обучающихся;
-поэтапно отработать алгоритм написания сочинения;
- совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
- совершенствовать умение логически мыслить;
- формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.
III. Воспитательные:
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников
Технологическая карта урока
Время
Этап урока (формы работы и методы работы)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1 мин
Организационный
Цель этапа:Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Приветствие
РЕФЛЕКСИЯ прием «отсроченная загадка» белый лист с точкой
Настрой на работу
Личностные.
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
- умение слушать
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Познавательные:
- умение строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
3 мин
мотивационный
вступительное слово (притча)
С какой целью рассказана притча, в чем ее смысл?
Притча о добре и зле.
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.
Он спросил их: «Что вы видите?»
Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным.
ВЕРНЫЙ ОТВЕТ В КОНЦЕ УРОКА
Обсуждение притчи
6 минут
1 этап урока
Межпредметная связь с ИЗО, русским языком, активные методы работы
Картинная галерея.
Какие моменты из нашей жизни отразили художники в своих полотнах? Какие чувства переданы?
Назовите изображенное одним словом существительным.
Подберите к слову доброта синонимы.
Сформулируйте, как будет звучать тема нашего урока?
Формулирование обучающимися темы урока
Подбор синонимов обучающимися
Доброта, милосердие, эмпатия, человеколюбие, человечность, гуманность, отзывчивость, участливость, душевность, участливость – все эти слова связаны с духовно-нравственными ценностями человека.
6 минут
2 этап урока
Актуализация знаний
Повторение схемы анализа (понятия в схеме пропущены).
Фронтальный опрос
1 Тема –вопрос «Когда человек может испытывать ощущение счастья?»
Тема –цитата «Равнодушие-паралич души». А.П. Чехов. Выделение главных слов.
Тема – понятие Ценности, которым можно быть верным всю жизнь.
2.Продолжите фразу: «Чтобы правильно определить объем сочинения, нужно…» (то, о чем будем писать выделить главные слова в теме)
3.Основная мысль- главная мысль, которую надо доказать, основной тезис
4. Литературный материал для аргументации тезиса
5. Микровывод
6. Аргумент №2
7. Микровывод
8.Заключение (цитата, риторической вопрос, цель которого воздействие на читателя)
Обучающиеся самостоятельно должны переформулировать тему примерно так:
1.В теме-вопросе уже есть вопрос, на который требуется ответ. Во второй и третьей выбираем ключевые слова.
Тема –вопрос (счастье, чувства)
Тема –цитата (равнодушие. душа)
Тема – понятие (ценности, сострадание, человечность, дружба, верность)
Согласны ли вы с выводом, что равнодушие калечит людей?
2. О чем я буду писать в рамках этой темы?
Какой смысл вкладывает автор в слова...
Что я понимаю под словом….
3. Основную мысль нужно сформулировать в форме тезиса (если в теме нет вопроса)
4. Герои каких литературных произведений могут доказать заявленный тезис? (или эпизоды)
5. Микровывод: «Что из этого следует?» по выбранному аргументу (например, анализируем поступок героя)
8. К какому выводу я пришел, рассуждая над темой?
Личностные.
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
- умение договариваться, приходить к общему решению.
Предметные умения:
-работать со схемой
10 минут
3 этап урока
Закрепление полученных знаний
Работа в парах.
Развитие креативного мышления, анализ
Выбор карточек обучающимися с темами
«Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь душу» (
У.Шекспир
)
Работа в парах
1 ряд – вступление
2 ряд - 1 аргумент с микровыводом
3 ряд- 2 аргумент с микровыводом
ОБЩИЙ вывод как итог
Подсказки для 1 ряда
В поисках ответа на этот вопрос обратимся к произведениям..
Наверное, каждый из нас задумывался о том, что…
Подсказки для 2 ряда
Искренние человеческие отношения строятся на …
Подсказка для общего вывода
Таким образом , красота души заключается …
Трудно переоценить значение красоты в нашей жизни….
Составление кластера (схемы) (выбор произведения самостоятельно) с использованием моделей вступления на всех этапах сочинения
Личностные.
-проявлять эмоционально - ценностное отношение к героям художественного произведения
Познавательные.
- определять тему, содержание, тезис
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.
- оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
- адекватно взаимодействовать в паре
при выполнении учебного задания.
Предметные.
-дополнение высказываний одноклассников
1 минута
Физминутка
Технология здоровье сбережения
Стоя или сидя за столом, ноги поставьте вместе, стопы должны быть прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Внимание сосредоточьте на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное.
Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Держите позу 15-20 секунд. Затем плавно опустите руки и расслабьтесь, сделав 2-3 спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.
10 минут
4 этап урока
Подведение итогов работы
Корректировка при ответах обучающихся
Ответы обучающихся
Познавательные.
- обосновывать своё мнение; -подбирать аргументы к теме и обосновывать свой выбор.
Личностные.
-интерес и творческое отношение к заданию
Регулятивные.
- принятие и сохранение учебной задачи
3 минуты
5 этап урока
РЕФЛЕКСИЯ прием «отсроченная загадка» белый лист с точкой
Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!»
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги»
Анализ услышанного, выводы (всегда надо верить в свои силы)
Кто уверен, что материал сегодняшнего урока был полезен и верит в свои силы может похлопать.
Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.
Разработчик урока Галахова М.П., учитель русского языка и литературы
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат