Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни . Работа №71639

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

 

Мацугина Елена Васильевна, учитель МКОУ «Лосевская СОШ» Павловского муниципального района

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты формирования гармонично развитой личности ребёнка в условиях современного общества. Особое внимание уделено влиянию семьи, образовательных учреждений и информационных технологий на процесс воспитания. Описаны основные факторы, способствующие развитию у детей ключевых навыков и личностных качеств, таких как эмоциональная устойчивость, критическое мышление и креативность. Предложены педагогические методы, направленные на поддержку всестороннего развития личности ребёнка в условиях глобальных изменений и цифровизации. Рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются современные дети, а также пути их преодоления через осознанное воспитание и сотрудничество между школой и семьёй.

Ключевые слова: гармоничное развитие, личностное развитие, воспитание, семья, школа, эмоциональная устойчивость, критическое мышление, современное общество.

 

Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности ребёнка, обусловленные стремительными изменениями в экономике, науке, технике и социальной жизни. В этих условиях перед системой образования и родителями стоит задача формирования гармонично развитой личности, способной адаптироваться к вызовам будущего, но при этом сохранять внутреннюю целостность и духовные ценности. Гармонично развитая личность — это не просто человек, обладающий высоким уровнем интеллектуальных знаний. Это личность, способная принимать самостоятельные решения, критически мыслить, взаимодействовать с другими людьми и проявлять эмоциональную устойчивость.

Задача формирования такой личности становится особенно актуальной в условиях современных информационных технологий, которые активно влияют на детей и подростков, а также в условиях изменяющегося социального контекста, где традиционные семейные ценности нередко отходят на второй план. Цель данной статьи — выявить основные направления и методы воспитания гармонично развитой личности ребёнка в современных условиях.

Гармонично развитая личность — это человек, который сбалансировано развивает свои интеллектуальные, эмоциональные, социальные и физические качества. В контексте воспитания ребёнка это значит, что внимание должно уделяться не только его учебным достижениям, но и его эмоциональному благополучию, физическому здоровью, социальной адаптации и способности к творческому самовыражению.

Гармонично развитый ребёнок обладает следующими ключевыми характеристиками:

- Эмоциональная устойчивость: способность управлять своими эмоциями, справляться с трудностями и стрессом.

- Критическое мышление: умение анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе логики и анализа.

- Социальные навыки: умение эффективно взаимодействовать с окружающими, работать в команде, проявлять эмпатию и уважение к другим.

- Творческие способности: способность к самовыражению через различные виды деятельности, такие как искусство, музыка или научное творчество.

На развитие личности ребёнка влияют несколько ключевых факторов:

- Семья: Родители оказывают самое непосредственное влияние на воспитание ребёнка, формируя его базовые ценности, самооценку и отношение к окружающему миру.

- Школа: Образовательное учреждение играет важную роль в формировании интеллектуальных и социальных навыков, а также в развитии эмоциональной устойчивости ребёнка через взаимодействие с учителями и сверстниками.

- Информационные технологии: Цифровая среда, в которой растут современные дети, также оказывает значительное влияние на их мировосприятие, социальные навыки и поведение.

Таким образом, развитие ребёнка должно учитывать комплексное влияние всех этих факторов для достижения гармонии в его личности.

Влияние семьи на формирование личности ребёнка

Семья — это первое и главное социальное окружение ребёнка, которое оказывает наибольшее влияние на его эмоциональное и моральное развитие. Родители являются первыми воспитателями и наставниками, формируя у ребёнка базовые представления о мире, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

В условиях современной жизни, когда многие родители заняты карьерой и сталкиваются с нехваткой времени на общение с детьми, важно осознанно подходить к воспитанию. Родителям необходимо находить время для совместных мероприятий, общения с ребёнком, обсуждения его успехов и проблем. Доверительные отношения в семье способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе и окружающем мире, что положительно влияет на его личностное развитие.

Семейные традиции играют важную роль в формировании ценностей у ребёнка. Совместные праздники, походы, ужины или другие регулярные семейные мероприятия создают ощущение стабильности и поддерживают чувство принадлежности. Такие традиции помогают детям формировать позитивное отношение к семье и окружающим, а также учат их важности социальной взаимопомощи и уважения.

Родители также должны быть примерами для подражания, демонстрируя поведение, которое они хотят видеть в своих детях. Осознанное воспитание, где родители показывают детям, как справляться с трудностями, принимать решения и общаться с другими людьми, закладывает основу для развития гармоничной личности.

Роль школы в формировании личности ребёнка

Школа является вторым важным фактором в жизни ребёнка, где он получает не только знания, но и учится взаимодействовать с другими людьми, развивает свои социальные и коммуникативные навыки. Современные образовательные программы, ориентированные на личностное развитие, включают такие элементы, как проектная деятельность, работа в группах, участие в общественных инициативах. Всё это способствует формированию у ребёнка навыков критического мышления, самостоятельности и социальной ответственности.

Учитель играет ключевую роль в процессе формирования личности ребёнка. Учитель может стать авторитетом и наставником для своих учеников, помогая им справляться с эмоциональными и учебными трудностями. Важно, чтобы педагог выстраивал взаимодействие с учениками на принципах уважения, открытости и взаимопонимания. Именно через взаимодействие с учителем ребёнок учится доверять другим взрослым, развивает навыки самостоятельности и ответственности.

Современные дети растут в мире, где цифровые технологии играют важную роль в их жизни. Интернет, социальные сети, компьютерные игры — всё это становится неотъемлемой частью их повседневности. С одной стороны, цифровые технологии открывают новые возможности для обучения и саморазвития, предоставляя доступ к огромным массивам информации. Однако с другой стороны, чрезмерное использование гаджетов может негативно сказываться на эмоциональном состоянии ребёнка, его способности к общению и концентрации.

Важным аспектом воспитания гармонично развитой личности в современных условиях является обучение детей цифровой грамотности. Это не только умение пользоваться гаджетами, но и способность критически оценивать информацию, находящуюся в интернете, использовать цифровые ресурсы для саморазвития, а также осознавать возможные риски, связанные с кибербуллингом, утечкой личных данных и интернет-зависимостью.

Родители и учителя должны сотрудничать, чтобы помочь ребёнку безопасно и осознанно использовать технологии, при этом контролируя время, которое дети проводят за экранами, и прививая навыки безопасного поведения в интернете.

Эмоциональная устойчивость — один из важнейших компонентов гармоничного развития личности ребёнка. В современных условиях, когда дети сталкиваются с различными стрессами — от учебных нагрузок до давления социальных сетей — важно развивать у них эмоциональный интеллект. Это способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Воспитание эмоционально устойчивых детей включает в себя обучение их управлению стрессом, осознанию своих чувств и умению выражать их конструктивно. Такие навыки помогают ребёнку справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, а также находить общий язык с окружающими.

Современные дети часто сталкиваются с дефицитом личного общения из-за обилия цифровых средств коммуникации. Однако для гармоничного развития личности важно, чтобы ребёнок учился взаимодействовать с окружающими в реальной жизни. Социальные навыки, такие как работа в команде,способность договариваться и разрешать конфликты, закладываются в процессе общения как в семье, так и в школе.

В заключение можно отметить, что формирование гармонично развитой личности ребёнка — это сложный и многоаспектный процесс, который требует тесного взаимодействия семьи, школы и общества. Родители играют ключевую роль в формировании ценностей и эмоционального благополучия ребёнка, а школа и учителя — в развитии его интеллектуальных и социальных навыков. Современные информационные технологии, с одной стороны, предоставляют новые возможности для саморазвития, но с другой — требуют осознанного подхода и контроля со стороны взрослых. Для успешного формирования гармоничной личности важно развивать у ребёнка эмоциональную устойчивость, критическое мышление, социальные и коммуникативные навыки, а также обучать его безопасному и осознанному использованию цифровых технологий. В условиях современных вызовов этот процесс требует внимания и участия всех сторон: родителей, педагогов и самого ребёнка.

 

Список литературы

 

1.Ахмедова, Г. Х. Тенденции формирования гармонично развитой личности в образовательной школе / Г. Х. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1266-1268.

2.Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская [и др.] ; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

3.Иванова, Н.В. Психогимнастика как одна из важнейших методик развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников в комплексе здоровьесберегающих технологий / Н.В. Иванова // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов. - 2019. - С. 34-37.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×