Галахова Марина Павловна, учитель русского языка и литературы
Использование проектов на уроках литературы
В последние годы одной из актуальных задач российского образования является развитие личностных качеств обучающихся, достижение ими результатов, которые помогут современным школьникам стать конкурентоспособными на современном рынке труда. Особую значимость в процессе образования имеет развитие интеллектуальных и творческих способностей, умение нестандартно мыслить, выполнять работу в условиях многозадачности. Одной из форм организации работы обучающихся, способствующих активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей является проектная деятельность. Метод проектов и личностно-ориентированный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи современной школы. Именно проектная деятельность позволяет самостоятельно добывать информацию, осмысливать ее и производить оценку результатов деятельности, применяя полученные знания и умения.
Учебный предмет «Литература» является дисциплиной, формирующей духовный, нравственный, гражданский, патриотический стержень развития личности школьника, формирует его общее мировоззрение.
Новое время диктует новые подходы как к процессу преподавания, так и к процессу усвоения знаний. Урок литературы с применением проектных технологий способствует обучающихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
При использовании проектной технологии школьники приобретают знания самостоятельно и используют их для решения новых познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные навыки и умения, овладевают практическими умениями исследовательской работы: собирают необходимую информацию, учатся анализировать факты, делают выводы и заключения.
Проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Из опыта работы:
1. На подготовительном этапе определяются тема и цели проекта (например, «Образ русской женщины в произведениях Н.А. Некрасова», «Взаимосвязь живописи и поэзии», «Родные просторы в произведениях русских художников»).
Целью проектов были:
1) Анализ стихотворений Н.А. Некрасова в сопоставлении картин художников 19 века;
2) Установление связи между живописью и поэзией;
3) Осознание художественного образа через живопись.
2. Формирование творческих групп (в 10 классе сформировать большие группы не удается в связи с большой внеучебной нагрузкой обучающихся, поэтому, как правило, ребята выполняют проект в паре).
3. На этапе планирования работы определяются сроки самостоятельной деятельности по проекту (в нашем случае проекты краткосрочные, в рамках изучения темы, около трех уроков).
4. На этапе разработки проекта идет накопление информации путем работы с дополнительными источниками.
5. Оформление результатов (для наглядности обучающиеся оформляют результат работы на ватмане. Это могут быть рисунки, вырезки, коллажи)
6. Этап презентации. (Это самый интересный и сложный этап для обучающихся, так как защита работы предполагает развитие речевых, аналитических, коммуникативных навыков). Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Одним из успешных путей решения данной проблемы считаю глубокое погружение в литературный текст, выявление его скрытых смыслов.
7. Рефлексия (оценивание работ одноклассниками с указанием положительных моментов работы).
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
– рефлексия настроения и эмоционального состояния;
– рефлексия деятельности;
– рефлексия содержания учебного материала.
Каким бы ни был объект исследования проекта, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Учебный проект по литературе для школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в паре, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат