ПРИМЕНЕНИЕ ДИСКУССИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Мамыч Елена Ивановна, учитель
ГБУ ОО ЗО «СОШ №1» пгт. Черниговка
Аннотация. В статье рассматриваются дискуссионные методы обучения, их роль и эффективность в преподавании истории и обществознания. Анализируются различные формы дискуссий, их педагогическая ценность и возможности для развития у учащихся критического мышления, умения анализировать информацию и аргументировать свою точку зрения. Особое внимание уделяется подготовке учителя к проведению дискуссий, а также методическим подходам, способствующим успешной организации данного процесса.
Ключевые слова: дискуссионные методы, критическое мышление, аргументация, история, обществознание, педагогика, развитие мышления.
Современные образовательные подходы ориентированы на развитие не только знаний, но и навыков критического мышления, анализа и аргументации. В этой связи дискуссионные методы обучения становятся важным инструментом для учителя, позволяющим эффективно вовлечь учащихся в осмысленное обсуждение исторических и социальных проблем. Дискуссия на уроке истории или обществознания не только активизирует познавательную деятельность школьников, но и развивает их коммуникативные способности, помогает им научиться формулировать и защищать свою точку зрения.
Применение дискуссий на уроках дает учащимся возможность участвовать в коллективном обсуждении вопросов, которые касаются не только фактического материала, но и требуют анализа, сопоставления мнений и личной рефлексии. Это позволяет интегрировать в образовательный процесс навыки, необходимые для жизни в современном обществе: умение вести диалог, уважать чужие мнения и делать аргументированные выводы.
Дискуссионные методы обучения обладают значительным потенциалом для преподавания истории и обществознания, так как эти предметы затрагивают широкий спектр вопросов, связанных с общественными явлениями, историческими процессами, политическими и социальными концепциями. В рамках урока дискуссия позволяет школьникам не только изучать конкретные исторические события или теоретические аспекты обществознания, но и формировать более глубокое понимание этих тем, обсуждая их с одноклассниками.
Дискуссия способствует формированию у учащихся аналитического подхода к материалу, так как требует не просто запоминания фактов, но и их осмысления. Например, обсуждение причин падения империй или социальных последствий экономических кризисов помогает учащимся увидеть взаимосвязь между историческими событиями и процессами, что углубляет их понимание прошлого и его влияния на настоящее. Кроме того, участие в дискуссии развивает у школьников умение строить аргументацию, использовать источники информации для подкрепления своих позиций и анализировать альтернативные точки зрения.
В контексте обществознания дискуссионные методы позволяют школьникам лучше понять сложные социальные явления, такие как демократия, права человека, роль государства в экономике и политике. Обсуждение этих тем в формате дискуссии способствует развитию у школьников навыков критического мышления, так как они учатся анализировать различные точки зрения, выявлять противоречия и строить логически выверенные выводы.
Для успешного использования дискуссионных методов на уроках истории и обществознания важно правильно организовать и подготовить учащихся к обсуждению. Учитель играет ключевую роль в создании условий, при которых дискуссия становится продуктивной и способствует образовательным целям. Прежде всего, учитель должен выбрать тему, которая вызывает интерес и споры, а также требует осмысления и анализа. Это может быть обсуждение исторической личности, спорного исторического события или социального явления, связанного с обществознанием.
Во время проведения дискуссии учитель должен выполнять роль модератора, направляя обсуждение и поддерживая его в рамках конструктивного диалога. При этом важно сохранить нейтральность и позволить учащимся самостоятельно искать ответы на вопросы, формулировать аргументы и выстраивать свои позиции. Роль учителя заключается в том, чтобы задавать наводящие вопросы, помогать учащимся формулировать мысли и поддерживать уважительное отношение к различным точкам зрения.
Кроме того, после завершения дискуссии важно провести рефлексию, в ходе которой учащиеся смогут обобщить полученные знания, проанализировать свои выводы и осознать значимость различных точек зрения. Это способствует закреплению материала и формированию у школьников целостного восприятия обсуждаемой темы.
Дискуссионные методы имеют ряд значительных преимуществ для развития учащихся. Во-первых, они способствуют развитию критического мышления. В процессе дискуссии школьники учатся не только воспринимать информацию, но и анализировать ее, сравнивать различные точки зрения и делать выводы на основе логического рассуждения. Это развивает способность к самостоятельному мышлению, что крайне важно для успешного освоения истории и обществознания.
Во-вторых, дискуссии развивают коммуникативные навыки. Учащиеся учатся ясно излагать свои мысли, формулировать аргументы и вести диалог с одноклассниками. Это помогает им научиться эффективно взаимодействовать с окружающими, что является важным навыком для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.
В-третьих, участие в дискуссиях повышает мотивацию к обучению. Школьники, активно вовлеченные в процесс обсуждения, чувствуют свою значимость и ответственность за результат. Это стимулирует их к более глубокому изучению материала и улучшению своих аналитических навыков.
Кроме того, дискуссии помогают учащимся развивать навыки принятия решений. В ходе обсуждения они сталкиваются с необходимостью формировать собственное мнение на основе анализа различных точек зрения и фактов, что учит их взвешивать все «за» и «против» и делать осознанные выводы.
Применение дискуссионных методов на уроках истории и обществознания является эффективным средством для развития у учащихся критического мышления, коммуникативных навыков и умения аргументированно защищать свою точку зрения. Эти методы способствуют не только более глубокому усвоению материала, но и формированию у школьников способности самостоятельно анализировать сложные социальные и исторические явления. Важно, чтобы учитель грамотно организовал процесс дискуссии, создавая условия для конструктивного диалога и активного участия всех учащихся в обсуждении.
Список литературы
1. Болховская Е. В. Современные подходы к уроку / Е. В. Болховская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 32-34.
2. Тиллаева Ш. М. Дискуссия как метод идейно-нравственного убеждения учащихся / Ш. М. Тиллаева, Ш. Х. Курбанова // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 396-399.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат