Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Работа №71669

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
Работа:
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Сосик Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 ОСП г. Миасса
Аннотация: В данной статье рассматривается процесс формирования и развития функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью подготовки учащихся к современным реалиям, где умение применять знания на практике становится ключевым. Основное внимание уделяется методам и приемам, которые могут быть использованы в классе для эффективного развития навыков чтения, письма и анализа информации. Статья также включает примеры из практики, которые демонстрируют успешные подходы к обучению.
Ключевые слова: функциональная грамотность, младшие школьники, русский язык, методы обучения, практическое применение, развитие навыков, читательская грамотность, письменная грамотность.
В условиях современных образовательных реалий важным становится не только усвоение знаний, но и способность применять их в различных жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности у младших школьников — это ключевая задача, которая стоит перед учителями начальных классов, особенно на уроках русского языка. Функциональная грамотность охватывает умения, необходимые для успешной адаптации в обществе, включая навыки чтения, письма, общения и критического мышления.
Функциональная грамотность включает в себя несколько аспектов: читательскую, письменную, математическую и цифровую грамотность. Однако в рамках данной статьи основное внимание будет уделено читательской и письменной грамотности, так как они наиболее актуальны для уроков русского языка. Читательская грамотность позволяет детям не только понимать текст, но и анализировать, интерпретировать, делать выводы на основе прочитанного. Письменная грамотность включает в себя не только умение писать правильно, но и способность выражать свои мысли, аргументировать и структурировать информацию.
Для успешного формирования функциональной грамотности на уроках русского языка необходимо применять разнообразные методы и приемы. Важно создать условия, при которых учащиеся смогут активно взаимодействовать с текстами, обсуждать их, задавать вопросы и делать выводы. Один из эффективных методов — это работа с различными текстами. Учитель может предложить детям прочитать отрывки из книг, статьи, а также высказывания и рецензии. При этом важно задавать вопросы, которые требуют не просто поверхностного понимания текста, но и более глубокого анализа.
Например, после прочтения рассказа учащимся можно задать вопросы, которые побуждают их размышлять о мотивах поступков героев, о том, как бы они поступили на месте главного героя, какие уроки можно извлечь из прочитанного. Такой подход помогает развивать критическое мышление и навыки анализа.
Кроме того, стоит использовать практические задания, которые помогут детям увидеть связь между изучаемым материалом и реальной жизнью. Например, можно предложить учащимся написать письмо другу о прочитанной книге, в котором они расскажут не только о сюжете, но и о своих эмоциях и мыслях. Это поможет развивать не только письменные навыки, но и умение формулировать свои мысли и аргументировать свою точку зрения.
Важно использовать игровые технологии, которые делают процесс обучения более увлекательным и вовлекающим. Игры на развитие речи, такие как "Словесные дуэли", где дети должны быстро придумывать слова на заданную тему, способствуют развитию словарного запаса и умению быстро мыслить. Ролевые игры, в которых дети выступают в роли персонажей из прочитанных книг, помогают им лучше понять мотивы и действия героев, а также развивают умение работать в команде.
Не менее важным аспектом является работа с информационными текстами. Умение извлекать нужную информацию из текста, работать с графиками, диаграммами, схемами — это те навыки, которые будут необходимы учащимся в дальнейшем обучении и жизни. Учитель может предложить учащимся проанализировать информационный текст, выделить ключевые моменты, составить план или сделать краткое резюме. Такие задания развивают не только аналитические способности, но и умение структурировать информацию.
Следует обращать внимание на развитие цифровой грамотности, что в современном мире становится особенно актуальным. Уроки русского языка могут включать в себя задания, связанные с использованием интернет-ресурсов: поиск информации, работа с электронными библиотеками, создание презентаций. Например, учащиеся могут создать презентацию о любимой книге, что поможет им научиться работать с текстами в электронном формате, развивать навыки публичных выступлений и работы в команде.
Нельзя забывать и о дифференцированном подходе к обучению. Каждому ученику необходимо предоставить возможность работать в своем темпе, что позволит избежать потери интереса к учебе. Для этого учитель может подготовить задания разного уровня сложности, которые позволят детям выбирать наиболее подходящие для них. Такой подход помогает формировать уверенность в своих силах и мотивацию к обучению.
Важной частью формирования функциональной грамотности является и работа с родителями. Учителя могут проводить консультации, на которых объяснят, как родители могут помочь своим детям в обучении. Это может быть чтение книг вместе, обсуждение прочитанного, совместное выполнение домашних заданий. Вовлечение родителей в процесс обучения создает поддержку и мотивацию для детей.
В заключение, формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка является важной и многогранной задачей. Применение разнообразных методов и приемов, включая работу с текстами, практические задания, игровые технологии и использование цифровых ресурсов, способствует развитию необходимых навыков у учащихся. Основное внимание должно уделяться созданию условий, в которых каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал, научится не только читать и писать, но и думать критически, анализировать информацию и выражать свои мысли. Это поможет детям не только в учебе, но и в жизни, готовя их к успешному будущему.
Список литературы
Асхадуллина Н.Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov-problemy-tendentsii-perspektivy
Пичугин С.С., Громова Л.А., Самкова В.А., Красноперова В.Ф. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole
Яшина Н.Ю. Педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности у младших школьников в процессе изучения русского языка // Нижегородское образование. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-russkogo
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×