Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Гумирова Анита Айваровна, воспитатель
АНО ДО Детский сад «Солнечный» г. Казани
Аннотация. В статье рассматривается значение формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, а также методы, с помощью которых можно развивать у детей базовые навыки, необходимые для дальнейшего обучения. Особое внимание уделяется роли воспитателя в создании условий для развития у детей навыков чтения, письма, математического мышления и решения проблем в повседневной жизни. Приводятся примеры игровых упражнений, направленных на формирование функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, дошкольники, предпосылки, воспитание, развитие, обучение.
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста — это важная задача, которая требует особого внимания со стороны воспитателей и родителей. Функциональная грамотность представляет собой совокупность навыков, необходимых для эффективного использования полученных знаний в повседневной жизни. Эти навыки включают умение читать, понимать и анализировать информацию, пользоваться математическими знаниями и решать простые проблемы. В дошкольном возрасте дети только начинают осваивать основы грамотности, поэтому важно, чтобы воспитатели целенаправленно формировали у них предпосылки для дальнейшего развития этих навыков.
Одним из ключевых направлений формирования функциональной грамотности является развитие у детей речи и навыков чтения. В этом возрасте дети активно развивают свой словарный запас, учатся правильно строить фразы и выражать свои мысли. Воспитателю важно создавать условия для общения, вовлекая детей в обсуждения, рассказывание историй, пересказ прочитанного. Например, чтение вслух с последующим обсуждением помогает развивать не только речевые навыки, но и умение анализировать и запоминать информацию. Важно не просто читать, но и задавать детям вопросы о содержании: «Что произошло с главным героем? Как ты думаешь, почему он так поступил?» Это стимулирует развитие критического мышления и помогает детям осознавать смысл прочитанного.
Еще одним важным аспектом является развитие у детей интереса к чтению. Воспитатели могут предложить детям выбирать книги для чтения, рассматривать иллюстрации, придумывать свои истории. Например, игра «Сочини свою сказку» позволяет детям фантазировать и развивать воображение, одновременно тренируя навыки устной речи и логику. Дошкольники могут придумывать своих героев, обсуждать их поступки и придумывать сюжетные линии, что стимулирует творческое мышление и языковую активность.
Формирование предпосылок математической грамотности также играет важную роль в развитии функциональной грамотности. Математические навыки в дошкольном возрасте включают не только знание чисел, но и умение сравнивать предметы, распознавать формы, размеры и цвета, а также ориентироваться в пространстве. Воспитатель может использовать повседневные ситуации для развития этих навыков. Например, во время прогулки можно предложить детям посчитать деревья, разделить игрушки на группы по цвету или форме. Игра «Найди лишний предмет» способствует развитию у детей способности анализировать объекты и сравнивать их по различным признакам. Это помогает заложить основу для дальнейшего освоения математических понятий в школе.
Кроме того, важным элементом функциональной грамотности является умение решать проблемы и ориентироваться в повседневной жизни. В дошкольном возрасте дети учатся применять знания на практике, и воспитатели могут помогать им в этом, создавая проблемные ситуации, которые требуют размышления и поиска решений. Например, игра «Как мы подготовимся к прогулке?» может быть направлена на развитие у детей навыков планирования и логического мышления. Воспитатель предлагает детям подумать, какую одежду нужно надеть в зависимости от погоды, какие предметы взять с собой. Это учит детей самостоятельно принимать решения и анализировать ситуацию.
Также важно развивать у детей социальные и коммуникативные навыки, которые являются частью функциональной грамотности. Дети должны учиться взаимодействовать друг с другом, работать в команде, решать конфликты. Воспитатели могут организовать ролевые игры, где дети учатся распределять обязанности, договариваться и совместно достигать целей. Например, игра «Магазин» помогает развивать коммуникативные и математические навыки: дети учатся вести диалог, выбирать и продавать товары, считать деньги. Такие игры способствуют развитию у детей умения решать задачи в игровой форме, что является важной частью формирования функциональной грамотности.
Необходимо отметить, что развитие функциональной грамотности должно происходить в условиях, которые стимулируют интерес детей к познанию и исследованию. Важно, чтобы обучение было не принудительным, а увлекательным и игровым. Воспитателям нужно создавать благоприятную атмосферу, где дети будут чувствовать себя уверенно и свободно выражать свои мысли. Поддержка детской инициативы, поощрение вопросов и поисков ответов помогают формировать у детей стремление к самостоятельному обучению и развитию.
Примером эффективного метода формирования предпосылок функциональной грамотности является проектная деятельность. Воспитатель может предложить детям участвовать в небольших проектах, которые требуют планирования, исследования и выполнения определенных задач. Например, проект «Мой день» может включать такие задания, как составление расписания, обсуждение режима дня, выполнение простых задач в течение дня. В ходе проекта дети учатся планировать, выполнять задачи, анализировать свои действия, что способствует развитию функциональной грамотности.
Таким образом, формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста — это важная задача, требующая систематической работы со стороны воспитателей. Через игровые методы, обсуждения, ролевые игры и повседневные ситуации дети учатся анализировать информацию, решать проблемы, применять знания на практике. Важно, чтобы обучение проходило в форме игры, так как это наиболее естественный и эффективный способ познания для детей дошкольного возраста. Примеры таких игр, как «Сочини свою сказку», «Найди лишний предмет» или «Магазин», помогают развивать у детей языковые, математические и социальные навыки, которые необходимы для формирования функциональной грамотности.
Список литературы
Винокурова
Н.В.
, Васенина
С.И.
, Мазуренко
О.В.
П
едагогические условия
формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников
// Проблемы современного педагогического
образования. 2022. №76-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-predposylok-funktsionalnoy-gramotnosti-doshkolnikov
(дата обращения: 03.10.2024).
Галянт
И.Г.
Х
удожественно-творческие компетенции как компонент функциональной грамотности дошкольников
// Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. №3 (11). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/hu
dozhestvenno-tvorcheskie-kompetentsii-kak-
komponent-funktsionalnoy-gramotnosti-doshkolnikov
(дата обращения: 03.10.2024).
Закалюжная
Т. В., Дорофеева
А. В.,. Бутенко Е. Н [и др.]. Развитие креативного мышления как компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ /— Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 251-253. — URL:
https://moluch.ru/archive/450/99042/
(дата обращения: 0
3
.10.2024).
Комарская
М. А. Формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников в контексте функциональной грамотности / М. А.
Комарская
. — Текст
:
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 11 (59). — С. 19-21. — URL:
https://moluch.ru/th/1/archive/237/7766/
(дата обращения: 03.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат