Развитие мелкой моторики дошкольников через занятия по аппликации
Перепелюк Наталья Константиновна, воспитатель
МАОУ «СОШ № 12 им. Сметанкина В.Н.» г. Находка
Аннотация. В статье рассматривается значимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также роль занятий аппликацией в этом процессе. Подчеркивается важность развития моторных навыков для успешного обучения и общего психофизического развития ребенка. Приводятся конкретные примеры занятий, способствующих формированию мелкой моторики, и описываются методы, которые могут использовать воспитатели в своей работе.
Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольный возраст, аппликация, развитие, координация, занятия.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста играет важную роль в их общем психофизическом развитии. Мелкая моторика — это способность управлять мелкими мышцами рук, что необходимо для выполнения точных и координированных движений. Навыки мелкой моторики непосредственно влияют на способность ребенка к письму, рисованию, работе с мелкими предметами и даже на развитие речи, так как моторика рук тесно связана с мозговыми центрами, ответственными за речь. Одним из эффективных способов развития этих навыков у дошкольников является аппликация.
Занятия аппликацией развивают у детей точность движений, координацию и контроль над движениями пальцев. В процессе работы с бумагой, ножницами, клеем и другими материалами ребенок учится использовать свои руки с большей точностью, что является важной основой для дальнейшего освоения более сложных навыков, таких как письмо. Воспитатели могут использовать разнообразные техники аппликации, чтобы сделать процесс обучения увлекательным и познавательным для детей.
Примером задания для развития мелкой моторики является создание аппликаций из цветной бумаги, где дети вырезают различные фигуры и приклеивают их на основу, создавая сюжетные композиции. Например, можно предложить детям вырезать и собрать картину с изображением леса, где каждый ребенок вырезает деревья, животных или траву, чтобы внести свой вклад в общую работу. В процессе вырезания и приклеивания дети активно используют мышцы пальцев, тренируя координацию движений. Помимо этого, такие занятия помогают развивать пространственное мышление и воображение, так как ребенок планирует, как будут располагаться фигуры на листе.
Особое внимание стоит уделять разнообразию используемых материалов. Аппликации можно выполнять не только из бумаги, но и из ткани, природных материалов (листья, семена, ракушки) или даже из круп и макарон. Работа с разными материалами стимулирует развитие тактильных ощущений у детей и помогает им лучше воспринимать текстуры и свойства предметов. Например, воспитатель может предложить детям создать аппликацию на тему осени, используя засушенные листья и семена. Это не только способствует развитию мелкой моторики, но и расширяет познавательные интересы детей, развивает их творческое мышление.
Кроме того, занятия аппликацией помогают формировать у детей навыки самоорганизации и самостоятельности. Во время выполнения задания дети учатся планировать свои действия, следовать инструкциям и контролировать процесс. Например, если ребенку нужно вырезать несколько одинаковых фигур, он должен понять, как разместить шаблон на бумаге так, чтобы сэкономить материал. Такие задачи развивают аналитическое мышление и учат детей быть аккуратными в своей работе.
Важную роль играет и эмоциональная составляющая. Занятия аппликацией часто носят коллективный характер, что помогает детям учиться работать в группе, взаимодействовать с другими детьми и выстраивать отношения в коллективе. Воспитатель может организовать совместное создание большой коллективной аппликации, где каждый ребенок вносит свой вклад. Это формирует у детей чувство ответственности за свою часть работы и учит их уважать труд других. Например, создание большой картины с изображением морского пейзажа, где каждый ребенок выполняет определенную часть, развивает не только мелкую моторику, но и коммуникативные навыки.
Помимо этого, аппликация является отличным средством для развития творческих способностей. Ребенок в процессе создания картины проявляет свою фантазию, экспериментирует с цветами, формами и материалами. Важно, чтобы воспитатель не ограничивал детей жесткими рамками, а давал им возможность проявлять самостоятельность и креативность в своих работах. Например, предложив тему для аппликации, воспитатель может поощрять детей добавлять свои детали или придумывать новые элементы, что способствует раскрытию их творческого потенциала.
Также следует учитывать, что развитие мелкой моторики напрямую связано с улучшением внимания и усидчивости у детей. Аппликация требует концентрации и аккуратности, что помогает детям учиться сосредотачиваться на выполнении задания и доводить его до конца. Это важный навык, который пригодится им в школе при выполнении учебных заданий. Например, создание сложной аппликации с множеством мелких деталей может занять у детей несколько занятий, что требует от них терпения и усидчивости.
Таким образом, занятия аппликацией играют важную роль в развитии мелкой моторики у дошкольников. В процессе работы с различными материалами, вырезания и создания композиций дети развивают координацию движений, воображение и творческое мышление. Воспитателю важно создавать условия, которые будут способствовать развитию этих навыков, а также поощрять самостоятельность и креативность детей. Занятия аппликацией не только помогают улучшить физическое и психическое развитие ребенка, но и формируют у него важные социальные и коммуникативные навыки, необходимые для дальнейшей успешной адаптации в школьной среде и обществе.
Список литературы
Бургонова
О.В.
Р
азвитие мелкой моторики и конструктивных навыков через нетрадиционные техники аппликации // Проблемы педагогики. 2024. №3 (67). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-i-konstruktivnyh-navykov-cherez-netraditsionnye-tehniki-applikatsii
(дата обращения: 02.10.2024).
Гашимова
Р.С.
О
собенности развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте // Вестник СПИ. 2021. №3 (39). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-melkoy-motoriki-v-rannem-doshkolnom-vozraste
(дата обращения: 02.10.2024).
Гугуман
Т. В. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников / Т. В.
Гугуман
, А. С.
Семерез
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 26 (160). — С. 158-161. — URL:
https://moluch.ru/archive/160/44966/
(дата обращения: 02.10.2024).
Яковлева Е. В. Развитие мелкой моторики дошкольников через нетрадиционные техники аппликации (из опыта работы) / Е. В. Яковлева. — Текст
:
непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара
:
ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 125-128. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped
/archive/188/9886/
(дата обращения: 02.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат