Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Использование природных материалов в художественно-эстетическом развитии детей". Работа №71708

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Использование природных материалов в художественно-эстетическом развитии детей"
Работа:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

 

Жовтяк Елена Александровна, воспитатель МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №12 им. В.Н. Сметанкина" г. Находка

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме использования природных материалов в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Природные материалы обладают уникальными свойствами и возможностями, позволяя детям развивать воображение, творческие способности и эстетическое восприятие окружающего мира. В статье рассматриваются методические аспекты работы с природными материалами в дошкольных учреждениях, а также их роль в развитии сенсорного восприятия, моторики, пространственного мышления и экологического сознания у детей. Особое внимание уделяется созданию условий для активной самостоятельной деятельности ребенка, где природа выступает в качестве естественного источника для творческого самовыражения.

Ключевые слова: природные материалы, художественно-эстетическое развитие, дошкольники, творчество, сенсорное восприятие, моторика, экологическое воспитание.

 

Художественно-эстетическое развитие детей – это важный аспект дошкольного образования, направленный на формирование у детей способности видеть и создавать красоту, выражать свои чувства и мысли через творчество. Для полноценного развития этих качеств большое значение имеет использование разнообразных материалов, и особое место среди них занимают природные материалы. Природные элементы, такие как листья, шишки, камни, ракушки и ветки, обладают огромным потенциалом для стимулирования детского воображения и творческого самовыражения.

В контексте современных образовательных программ всё больше внимания уделяется экологическому воспитанию детей и развитию у них бережного отношения к природе. Природные материалы являются доступными, экологичными и безопасными, что делает их идеальными для использования в образовательной и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Природные материалы являются универсальным средством для всестороннего развития ребенка. Они развивают мелкую моторику, что особенно важно для детей дошкольного возраста, когда происходит активное формирование двигательных навыков. Кроме того, благодаря природным материалам дети учатся различать формы, цвета, фактуры, что способствует развитию сенсорного восприятия.

Природные материалы также стимулируют развитие пространственного мышления, что особенно важно для художественно-эстетического воспитания. Дети могут изучать пропорции, симметрию, создавать различные композиции, что развивает их пространственное восприятие и чувство гармонии.

Использование природных материалов в образовательной деятельности требует продуманного подхода. Важно создать условия, при которых дети смогут активно взаимодействовать с материалами, экспериментировать, искать новые способы их использования. Примером могут служить такие виды деятельности, как создание аппликаций из осенних листьев, композиции из камней и веточек, лепка фигурок из глины или песка.

Особое внимание следует уделять безопасному использованию природных материалов. Важно проверять материалы на наличие острых углов или потенциально опасных элементов, таких как шипы или колючки. Кроме того, педагог должен объяснять детям, как правильно обращаться с природными материалами, чтобы не нанести вред природе.

Важным аспектом работы с природными материалами является создание условий для самостоятельного творчества детей. Преподаватель может предложить разнообразные природные материалы и дать общее задание, но дети должны иметь возможность самостоятельно выбирать, как именно они будут использовать предложенные ресурсы. Это способствует развитию инициативности, самостоятельности и уверенности в своих силах.

Творческая деятельность с использованием природных материалов способствует развитию у детей эстетического вкуса, чувства прекрасного. В процессе работы с природными элементами дети учатся замечать красоту в окружающем мире, осознавать гармонию природы и её связь с человеком.

Дети могут создавать картины и композиции, используя листья, веточки, цветы и другие природные объекты, тем самым выражая своё отношение к природе.

Кроме того, работа с природными материалами способствует развитию эмоциональной сферы детей. В процессе творчества дети переживают радость от созданных ими произведений, получают удовольствие от взаимодействия с природой. Это положительно влияет на их эмоциональное состояние и помогает формировать положительное отношение к окружающему миру.

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является формирование у детей экологического сознания и бережного отношения к природе. Включение природных материалов в образовательный процесс позволяет детям на практике осознать важность охраны природы и разумного использования её ресурсов. Важно, чтобы педагог не только предлагал детям использовать природные материалы в творчестве, но и объяснял, как правильно собирать материалы, не нанося вред природе.

Например, можно объяснить детям, что собирать опавшие листья и шишки безопасно для природы, в то время как срывание живых растений может навредить экосистеме. Таким образом, через практическую деятельность дети учатся заботиться о природе, что является важной основой для формирования экологически ответственного поведения в будущем.

Существует множество вариантов творческих занятий с использованием природных материалов, которые можно проводить в детском саду или дома. Вот некоторые примеры таких занятий:

- Аппликации из листьев. Осенние листья различной формы и цвета можно использовать для создания красивых композиций. Дети могут создавать изображения животных, деревьев или абстрактные узоры, комбинируя листья разного размера и формы.

- Конструкции из шишек и веточек. Шишки, веточки, семена и другие природные элементы можно использовать для создания различных фигурок и конструкций. Например, дети могут создавать животных, дома или сказочных персонажей.

- Рисование на камнях. Гладкие камни могут служить основой для создания оригинальных рисунков. Дети могут раскрашивать камни красками, создавая на них различные образы и сюжеты.

- Лепка из природной глины. Глина — это натуральный материал, который легко поддается формовке и позволяет детям создавать разнообразные скульптуры и фигуры.

- Создание природных коллажей. Используя различные природные элементы, дети могут создавать коллажи на свободные темы. Такие занятия помогают развивать у детей фантазию и воображение.

В заключение можно отметить, что использование природных материалов в художественно-эстетическом развитии детей представляет собой не только эффективный метод для развития творческих способностей, но и важный аспект экологического воспитания. Природные материалы являются уникальным ресурсом, который позволяет детям научиться видеть красоту окружающего мира, развивать воображение и творческие способности. Важно, чтобы педагоги и родители активно включали природные материалы в образовательный процесс, создавая условия для творческой самостоятельности детей и формируя у них бережное отношение к природе. В современных условиях экологического кризиса формирование экологического сознания у подрастающего поколения становится особенно важной задачей. Природные материалы не только способствуют развитию эстетического вкуса, но и помогают детям понять важность сохранения природы, что будет способствовать формированию экологически ответственного поведения в будущем.

 

Список литературы

 

1. Васильева, М. А. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2020.

2. Дмитриева, Т. Г. Эстетическое воспитание в детском саду: методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2019.

3. Савина, Н. П. Природные материалы в детском творчестве. – Екатеринбург: У-Фактория, 2022.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×