Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности". Работа №71710

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности"
Работа:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Жовтяк Елена Александровна, воспитатель МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №12 им. В.Н. Сметанкина" г. Находка

 

Аннотация. Статья посвящена изучению процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Продуктивные виды деятельности не только развивают у детей воображение и креативное мышление, но также способствуют формированию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей. В статье рассматриваются методические подходы к организации этих видов деятельности в дошкольных учреждениях, а также приводятся примеры конкретных заданий и упражнений, направленных на развитие творчества у детей.

Ключевые слова: творческие способности, дошкольники, продуктивные виды деятельности, рисование, лепка, аппликация, конструирование, креативность.

 

Творческие способности детей являются важным аспектом их развития, определяющим не только их способность к самовыражению, но и успешное обучение в дальнейшем. В дошкольном возрасте закладываются основы для формирования креативного мышления, что особенно актуально в условиях современных требований к образованию и обществу в целом. Одним из наиболее эффективных способов развития творческих способностей у дошкольников является продуктивная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, конструирование и другие виды творчества.

Продуктивная деятельность позволяет детям не только выражать свои мысли и чувства, но и развивать важные когнитивные и эмоциональные навыки, такие как внимание, память, воображение, моторика и социальные навыки. Эти виды деятельности дают ребенку возможность преобразовывать окружающую реальность, создавая новые образы и формы, что способствует развитию творческого потенциала.

1. Роль творческой активности в развитии дошкольников

Творческая активность является естественным проявлением внутреннего мира ребенка. В процессе создания чего-то нового, будь то рисунок или поделка из пластилина, дети реализуют свои фантазии, экспериментируют с материалами и способами их использования. Это помогает развивать воображение и расширяет кругозор, поскольку ребенок учится видеть мир с разных сторон.

Одной из ключевых характеристик дошкольного возраста является высокая пластичность психики, что делает его идеальным периодом для формирования основ творческого мышления. Дети обладают природным стремлением к исследованию и открытию нового, и через творческую активность они могут это желание реализовать. Творческие задания помогают ребенку учиться самовыражению, формируют уверенность в себе и своих способностях.

К тому же, через продуктивные виды деятельности ребенок учится взаимодействовать с окружающими. В коллективной работе развивается коммуникативная компетентность, способность договариваться, предлагать и принимать решения, что особенно важно для социализации в этом возрасте.

Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование, являются основными способами выражения творческих идей детей. Они создают условия для развития фантазии, способствуют формированию навыков решения нестандартных задач и активизируют творческое мышление. Рассмотрим каждый из этих видов более подробно:

1. Рисование

Рисование — один из самых доступных и эффективных способов самовыражения для ребенка. Оно развивает визуальное восприятие, учит детей анализировать окружающий мир, сравнивать предметы и явления, выделять их основные характеристики. В процессе рисования дети учатся передавать свои эмоции через цвет, форму, линию, что способствует развитию их эмоциональной сферы.

Кроме того, рисование развивает мелкую моторику рук, что важно для подготовки к обучению письму в школе. Ребенок учится контролировать свои движения, координировать их, что также способствует формированию пространственного мышления.

Примеры занятий:

- Рисование по теме «Мой день» или «Моя семья». Это помогает ребенку выражать личные переживания и воспоминания.

- Рисование по образцу или по памяти. Задания на создание рисунка по конкретной теме развивают память и внимание.

2. Лепка

Лепка из пластилина, глины или других материалов развивает пространственное мышление и воображение у детей. Она позволяет ребенку создавать объекты в трёхмерном пространстве, что способствует развитию представлений о форме, объёме и пропорциях. Лепка также улучшает мелкую моторику, что положительно сказывается на развитии речи, поскольку моторика пальцев связана с работой речевых центров мозга.

Через лепку ребенок может реализовывать свои фантазии, придумывать и создавать собственные образы, что стимулирует творческое самовыражение. Например, дети могут лепить животных, сказочных персонажей или придумывать свои фантастические миры.

Примеры занятий:

- Лепка фигурок животных, людей, деревьев.

- Создание коллективной композиции, где каждый ребенок добавляет свою деталь.

3. Аппликация

Аппликация как вид продуктивной деятельности учит детей работать с формой и цветом. Использование различных материалов для создания композиций способствует развитию креативного мышления и фантазии. В процессе создания аппликаций ребенок учится продумывать структуру и композицию изображения, что развивает его пространственное восприятие и логику.

Аппликация требует аккуратности, последовательности действий, что способствует развитию внимания и усидчивости. Кроме того, работа с ножницами, бумагой, клеем развивает мелкую моторику и координацию движений.

Примеры занятий:

- Аппликация на тему «Осенний лес» или «Зимний пейзаж», где дети используют цветную бумагу, природные материалы и другие элементы для создания композиции.

- Создание сюжетных аппликаций с использованием героев сказок или мультфильмов.

4. Конструирование

Конструирование является важным элементом продуктивной деятельности, способствующим развитию у детей логического и пространственного мышления. Создание конструкций из различных материалов (конструкторы, кубики, детали) развивает способность планировать и продумывать свои действия, искать решения задач, связанных с созданием сложных объектов.

Конструирование также учит детей работать в команде, совместно решать задачи и распределять роли, что положительно влияет на их социальные навыки. В процессе конструирования дети учатся преодолевать трудности, находить решения и развивать уверенность в своих силах.

Примеры занятий:

- Строительство башен, мостов или домов из конструктора.

- Коллективное создание моделей зданий или транспортных средств.

Для эффективного развития творческих способностей через продуктивные виды деятельности необходимо правильно организовать образовательный процесс. Важно учитывать возрастные особенности детей, их интересы и предпочтения, а также создавать условия для самостоятельной деятельности.

Педагог должен выступать в роли организатора и помощника, направляя детей, но не вмешиваясь в их процесс творчества. Задача воспитателя — создать среду, в которой ребенок может свободно экспериментировать, пробовать новые материалы и техники, развивать свою фантазию.

Рекомендуется применять следующие методические подходы:

- Интеграция различных видов деятельности. Например, соединение рисования и аппликации, лепки и конструирования позволяет развивать у детей комплексные навыки.

- Использование разнообразных материалов. Бумага, ткань, природные материалы, пластилин — всё это расширяет творческие возможности детей.

- Создание условий для коллективного творчества. Совместные проекты развивают коммуникативные навыки и учат детей работать в команде.

- Поддержка самостоятельности. Важно, чтобы дети имели возможность самостоятельно выбирать материалы и способы работы с ними, что способствует развитию инициативности.

Продуктивные виды деятельности способствуют формированию креативного мышления у детей. Креативность — это способность мыслить нестандартно, находить оригинальные решения задач, что крайне важно для успешной социализации и обучения в будущем. В процессе творчества ребенок учится выдвигать гипотезы, проверять их, комбинировать различные идеи и материалы, что развивает его интеллектуальные способности.

Для развития креативного мышления важно предоставлять детям свободу в выборе материалов и способов их использования, поощрять эксперименты и неординарные решения. Важно также давать детям возможность заниматься самовыражением без страха ошибиться — ошибки в процессе творчества являются важной частью обучения.

Примеры заданий на развитие креативности:

- Создание фантастических существ из различных материалов.

- Придумывание и создание собственного города из подручных материалов.

В заключение можно отметить, что развитие творческих способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности — это важный и необходимый этап в воспитании ребенка. Творческая активность развивает у детей креативное мышление и воображение.

 

Список литературы

 

1. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2.Рудакова, А. В. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности / А. В. Рудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1003-1005.

3.Утемов, В. В. Креативная педагогика : учебное пособие для вузов / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×