РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жовтяк Елена Александровна, воспитатель МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №12 им. В.Н. Сметанкина" г. Находка
Аннотация. Статья посвящена изучению процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Продуктивные виды деятельности не только развивают у детей воображение и креативное мышление, но также способствуют формированию эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей. В статье рассматриваются методические подходы к организации этих видов деятельности в дошкольных учреждениях, а также приводятся примеры конкретных заданий и упражнений, направленных на развитие творчества у детей.
Ключевые слова: творческие способности, дошкольники, продуктивные виды деятельности, рисование, лепка, аппликация, конструирование, креативность.
Творческие способности детей являются важным аспектом их развития, определяющим не только их способность к самовыражению, но и успешное обучение в дальнейшем. В дошкольном возрасте закладываются основы для формирования креативного мышления, что особенно актуально в условиях современных требований к образованию и обществу в целом. Одним из наиболее эффективных способов развития творческих способностей у дошкольников является продуктивная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, конструирование и другие виды творчества.
Продуктивная деятельность позволяет детям не только выражать свои мысли и чувства, но и развивать важные когнитивные и эмоциональные навыки, такие как внимание, память, воображение, моторика и социальные навыки. Эти виды деятельности дают ребенку возможность преобразовывать окружающую реальность, создавая новые образы и формы, что способствует развитию творческого потенциала.
1. Роль творческой активности в развитии дошкольников
Творческая активность является естественным проявлением внутреннего мира ребенка. В процессе создания чего-то нового, будь то рисунок или поделка из пластилина, дети реализуют свои фантазии, экспериментируют с материалами и способами их использования. Это помогает развивать воображение и расширяет кругозор, поскольку ребенок учится видеть мир с разных сторон.
Одной из ключевых характеристик дошкольного возраста является высокая пластичность психики, что делает его идеальным периодом для формирования основ творческого мышления. Дети обладают природным стремлением к исследованию и открытию нового, и через творческую активность они могут это желание реализовать. Творческие задания помогают ребенку учиться самовыражению, формируют уверенность в себе и своих способностях.
К тому же, через продуктивные виды деятельности ребенок учится взаимодействовать с окружающими. В коллективной работе развивается коммуникативная компетентность, способность договариваться, предлагать и принимать решения, что особенно важно для социализации в этом возрасте.
Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация и конструирование, являются основными способами выражения творческих идей детей. Они создают условия для развития фантазии, способствуют формированию навыков решения нестандартных задач и активизируют творческое мышление. Рассмотрим каждый из этих видов более подробно:
1. Рисование
Рисование — один из самых доступных и эффективных способов самовыражения для ребенка. Оно развивает визуальное восприятие, учит детей анализировать окружающий мир, сравнивать предметы и явления, выделять их основные характеристики. В процессе рисования дети учатся передавать свои эмоции через цвет, форму, линию, что способствует развитию их эмоциональной сферы.
Кроме того, рисование развивает мелкую моторику рук, что важно для подготовки к обучению письму в школе. Ребенок учится контролировать свои движения, координировать их, что также способствует формированию пространственного мышления.
Примеры занятий:
- Рисование по теме «Мой день» или «Моя семья». Это помогает ребенку выражать личные переживания и воспоминания.
- Рисование по образцу или по памяти. Задания на создание рисунка по конкретной теме развивают память и внимание.
2. Лепка
Лепка из пластилина, глины или других материалов развивает пространственное мышление и воображение у детей. Она позволяет ребенку создавать объекты в трёхмерном пространстве, что способствует развитию представлений о форме, объёме и пропорциях. Лепка также улучшает мелкую моторику, что положительно сказывается на развитии речи, поскольку моторика пальцев связана с работой речевых центров мозга.
Через лепку ребенок может реализовывать свои фантазии, придумывать и создавать собственные образы, что стимулирует творческое самовыражение. Например, дети могут лепить животных, сказочных персонажей или придумывать свои фантастические миры.
Примеры занятий:
- Лепка фигурок животных, людей, деревьев.
- Создание коллективной композиции, где каждый ребенок добавляет свою деталь.
3. Аппликация
Аппликация как вид продуктивной деятельности учит детей работать с формой и цветом. Использование различных материалов для создания композиций способствует развитию креативного мышления и фантазии. В процессе создания аппликаций ребенок учится продумывать структуру и композицию изображения, что развивает его пространственное восприятие и логику.
Аппликация требует аккуратности, последовательности действий, что способствует развитию внимания и усидчивости. Кроме того, работа с ножницами, бумагой, клеем развивает мелкую моторику и координацию движений.
Примеры занятий:
- Аппликация на тему «Осенний лес» или «Зимний пейзаж», где дети используют цветную бумагу, природные материалы и другие элементы для создания композиции.
- Создание сюжетных аппликаций с использованием героев сказок или мультфильмов.
4. Конструирование
Конструирование является важным элементом продуктивной деятельности, способствующим развитию у детей логического и пространственного мышления. Создание конструкций из различных материалов (конструкторы, кубики, детали) развивает способность планировать и продумывать свои действия, искать решения задач, связанных с созданием сложных объектов.
Конструирование также учит детей работать в команде, совместно решать задачи и распределять роли, что положительно влияет на их социальные навыки. В процессе конструирования дети учатся преодолевать трудности, находить решения и развивать уверенность в своих силах.
Примеры занятий:
- Строительство башен, мостов или домов из конструктора.
- Коллективное создание моделей зданий или транспортных средств.
Для эффективного развития творческих способностей через продуктивные виды деятельности необходимо правильно организовать образовательный процесс. Важно учитывать возрастные особенности детей, их интересы и предпочтения, а также создавать условия для самостоятельной деятельности.
Педагог должен выступать в роли организатора и помощника, направляя детей, но не вмешиваясь в их процесс творчества. Задача воспитателя — создать среду, в которой ребенок может свободно экспериментировать, пробовать новые материалы и техники, развивать свою фантазию.
Рекомендуется применять следующие методические подходы:
- Интеграция различных видов деятельности. Например, соединение рисования и аппликации, лепки и конструирования позволяет развивать у детей комплексные навыки.
- Использование разнообразных материалов. Бумага, ткань, природные материалы, пластилин — всё это расширяет творческие возможности детей.
- Создание условий для коллективного творчества. Совместные проекты развивают коммуникативные навыки и учат детей работать в команде.
- Поддержка самостоятельности. Важно, чтобы дети имели возможность самостоятельно выбирать материалы и способы работы с ними, что способствует развитию инициативности.
Продуктивные виды деятельности способствуют формированию креативного мышления у детей. Креативность — это способность мыслить нестандартно, находить оригинальные решения задач, что крайне важно для успешной социализации и обучения в будущем. В процессе творчества ребенок учится выдвигать гипотезы, проверять их, комбинировать различные идеи и материалы, что развивает его интеллектуальные способности.
Для развития креативного мышления важно предоставлять детям свободу в выборе материалов и способов их использования, поощрять эксперименты и неординарные решения. Важно также давать детям возможность заниматься самовыражением без страха ошибиться — ошибки в процессе творчества являются важной частью обучения.
Примеры заданий на развитие креативности:
- Создание фантастических существ из различных материалов.
- Придумывание и создание собственного города из подручных материалов.
В заключение можно отметить, что развитие творческих способностей дошкольников через продуктивные виды деятельности — это важный и необходимый этап в воспитании ребенка. Творческая активность развивает у детей креативное мышление и воображение.
Список литературы
1. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2.Рудакова, А. В. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности / А. В. Рудакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1003-1005.
3.Утемов, В. В. Креативная педагогика : учебное пособие для вузов / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат