Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Групповая работа школьников на уроках труда (технологии) как условие повышения качества образовательного процесса. Работа №71712

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Групповая работа школьников на уроках труда (технологии) как условие повышения качества образовательного процесса
Работа:

ГРУППОВАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ) КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Антипорович Никита Сергеевич, учитель технологии (труда)

ГБОУ лицей № 410 Пушкинского района, г. Санкт - Петербург

Аннотация. В статье рассматривается использование групповой работы на уроках труда (технологий) как эффективного метода повышения качества образовательного процесса. Описываются преимущества групповых форм обучения, акцентируется внимание на их влиянии на развитие навыков сотрудничества, социальной ответственности и креативности у школьников. Также представлены методические рекомендации для учителей по организации групповой работы, а также примеры успешной реализации таких практик в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: групповая работа, уроки труда, технологии, качество образовательного процесса, сотрудничество, социальные навыки, методические рекомендации.

Современное образование требует от школьников не только освоения теоретических знаний, но и развития практических навыков, умения работать в коллективе, креативности и инициативности. В этом контексте групповая работа на уроках труда (технологий) становится не просто желательным, но и необходимым элементом образовательного процесса. Групповая деятельность способствует формированию у учащихся социального опыта, навыков взаимодействия и ответственности, что, в свою очередь, значительно повышает качество образования.

Работа в группах предоставляет учащимся возможность делиться мнениями и совместно решать задачи. Это способствует развитию навыков сотрудничества, что является одной из ключевых компетенций XXI века. Учащиеся учатся прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения и находить компромиссы.

Групповая работа способствует активному обмену идеями среди учащихся. Дискуссии и совместное решение задач позволяют находить нестандартные подходы к выполнению заданий, тем самым повышая уровень креативности. Исследования показывают, что в группах рождается больше оригинальных идей, чем в индивидуальной деятельности.

Работа в группе формирует у учащихся чувство ответственности не только за свои действия, но и за результаты работы команды. Каждый участник вносит свой вклад, что приводит к пониманию важности гармоничного взаимодействия в коллективе.

Групповая работа требует от школьников активной коммуникации. Учащимся необходимо совместно обсуждать идеи, цели и стратегии выполнения задания, что способствует их вербальному и невербальному развитию. Как показывает практика, такие навыки становятся особенно актуальными в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.

Методические рекомендации по организации групповой работы

Формирование групп. При организации групповой работы важно учитывать уровень подготовки учащихся. Рекомендуется формировать группы с разным уровнем знаний и умений, что позволит каждому участнику внести свой вклад. Кроме того, учителю следует следить за тем, чтобы в группе не было доминирующих личностей, что может снизить активность остальных участников.

Разработка заданий. Задания, предлагаемые для групповой работы, должны быть четкими, интересными и иметь практическую направленность. Они должны включать в себя задачи, требующие совместной работы, обсуждений и споров. Кроме того, задания могут включать элементы соревнования, что добавляет мотивации.

Использование технологий. Современные информационные технологии могут значительно обогатить процесс групповой работы. Использование онлайн-платформ для совместной работы над проектами, видеозвонков для обсуждения и облачных технологий для хранения результатов может существенно повысить качество работы.

Оценка работы групп. Не менее важным является и критерий оценки работы групп. Учитель может использовать как индивидуальные, так и групповые оценки. Рекомендуется также учитывать процесс работы, а не только конечный результат. Применение «взаимооценки» среди учащихся может повысить их мотивацию и стимулировать активное участие.

Примеры успешной реализации групповой работы на уроках труда

Проектная деятельность. Одним из эффективных форм групповой работы на уроках труда является проектная деятельность. Проекты могут включать в себя создание модели объекта, разработку уникального изделия или исследование темы. Например, проект по созданию деревянной модели может потребовать от группы разработки плана, распределения ролей и совместной работы.

Мастер-классы. Организация мастер-классов в рамках групповой работы позволяет учащимся овладеть новыми навыками и обменяться опытом. Учащиеся могут работать в малых группах, создавая, например, изделия из различных материалов, что стимулирует их креативность и практическое мышление.

Тематические выставки. Организация выставок результатов групповой работы позволяет учащимся представить свои достижения, что способствует не только самооценке, но и оценке со стороны сверстников и родителей. Это также формирует у школьников навык публичного выступления и умение донести свои идеи до широкой аудитории.

Групповая работа на уроках труда (технологий) является важным условием повышения качества образовательного процесса. Она способствует развитию критически важных навыков сотрудничества, креативности и социальной ответственности у школьников. Педагоги должны активно исследовать и внедрять различные методы организации групповой работы, создавая для учащихся условия для успешного обучения и самореализации. Разработка методических рекомендаций, применение современных технологий и поиск новых форм работы с учащимися помогут сделать уроки труда поистине увлекательными и продуктивными.

Таким образом, групповые формы обучения представляют собой мощный инструмент, который может значительно улучшить качество образовательного процесса, повысить мотивацию учащихся и дать им необходимые навыки для будущей жизни. Внедрение данных практик требует внимательного подхода со стороны учителя, но результаты в виде высоких учебных показателей и успешной социализации учащихся стоит приложенных усилий.

Список литературы

Григоренко М.Ю., Григоренко Д.Г. Групповая работа школьников на уроках технологии как условие повышения качества образовательного процесса // Интерактивная наука. 2023. №7 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-rabota-shkolnikov-na-urokah-tehnologii-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazovatelnogo-protsessa.

Иохвидов Владимир Вячеславович Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник КГУ. 2014. №7. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kollektivnyh-form-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya.

Иохвидов Владимир Вячеславович Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №1. https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnye-formy-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-kak-sredstva-povysheniya-effektivnosti-uchebnyh-zanyatiy.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×