ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС НОО
Абдулджемилева Ленара Зекиевна, учитель начальных классов
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №44
имени героя Российской Федерации Алиме Абденановой"
Муниципального образования городской округ
Симферополь Республики Крым
Аннотация: В статье рассматривается актуальность использования инновационных технологий в учебной деятельности начальных классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Описываются преимущества применения современных технологий в образовательном процессе и их влияние на формирование ключевых компетенций учащихся. Акцентируется внимание на роли учителя в выборе и внедрении технологий, а также на необходимости их гармоничного сочетания с традиционными методами обучения.
Ключевые слова: инновационные технологии, ФГОС НОО, учебная деятельность, цифровые инструменты, компетенции, начальная школа, образовательные технологии.
Современное образование предъявляет высокие требования к качеству учебного процесса, особенно в начальной школе, где формируются базовые умения и навыки. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) открыло новые возможности для учителей начальных классов, особенно в контексте использования инновационных технологий. Эти технологии помогают адаптировать учебный процесс к потребностям цифрового поколения и позволяют реализовать индивидуализированный подход к каждому ребенку.
Использование инновационных технологий способствует активному вовлечению учащихся в учебный процесс. Они делают уроки более наглядными, интерактивными и увлекательными. Среди таких технологий можно выделить интерактивные доски, планшеты, образовательные платформы, мультимедийные материалы и программы для моделирования. Эти инструменты позволяют учителю создавать многоуровневые задачи, поддерживающие развитие логического мышления, творческих способностей и навыков работы в коллективе.
Важным аспектом является соответствие используемых технологий требованиям ФГОС НОО. Один из ключевых принципов стандарта — обеспечение личностного, метапредметного и предметного развития школьников. Инновационные технологии идеально подходят для реализации этих целей, так как они поддерживают процесс формулирования новых знаний через самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. С помощью цифровых инструментов дети могут изучать материал в удобном для них темпе, возвращаясь к сложным темам или углубляясь в интересующие их вопросы.
Кроме того, современные технологии предоставляют широкие возможности для реализации проектной и исследовательской деятельности, что является одним из основных направлений ФГОС. Ученики могут разрабатывать свои проекты с использованием компьютерных программ для создания презентаций, видеороликов, интерактивных схем. Это позволяет не только глубже освоить учебный материал, но и развивать навыки работы с информацией, критического мышления и креативности.
Цифровые технологии также играют важную роль в формировании универсальных учебных действий (УУД), которые являются основой образовательного стандарта. Учителя могут использовать онлайн-платформы для организации дистанционных занятий, самостоятельных и групповых заданий, что стимулирует развитие навыков самостоятельной работы, планирования времени и решения задач. Например, системы электронного обучения позволяют учителям контролировать процесс выполнения домашних заданий в режиме реального времени, оперативно реагируя на возникающие у детей трудности.
Однако важно отметить, что использование инновационных технологий должно быть сбалансированным и грамотным. Современные инструменты не могут заменить живое общение и непосредственное взаимодействие с учителем. Технологии являются всего лишь средством, которое помогает учителю организовать учебный процесс и мотивировать детей к учебе. Учитель должен тщательно подбирать цифровые ресурсы, учитывая возрастные и психологические особенности детей, а также уровень их готовности к работе с технологиями.
Еще одной важной задачей является обучение младших школьников базовым цифровым навыкам, которые станут неотъемлемой частью их будущего образования и жизни. В этом контексте важную роль играет поддержка родителей, так как дома дети могут продолжать освоение цифровых технологий через использование образовательных платформ и приложений. Синергия между школой и домом способствует более глубокому освоению учебного материала и развитию ключевых навыков.
Для успешного внедрения инновационных технологий в учебный процесс учителям необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Современные педагогические курсы и семинары позволяют учителям осваивать новые методы и подходы к обучению, знакомиться с современными образовательными инструментами. Важно, чтобы педагог был не только технически грамотен, но и мог адаптировать технологии под учебные цели и задачи, ставя на первый план интересы и потребности учащихся.
Таким образом, использование инновационных технологий в рамках ФГОС НОО открывает новые горизонты в организации учебного процесса. Цифровые инструменты позволяют учителям создавать более гибкую и увлекательную образовательную среду, мотивируя учащихся к активной познавательной деятельности. Однако для достижения наилучших результатов важно соблюдать баланс между традиционными и инновационными методами, обеспечивая гармоничное развитие ребенка в образовательном процессе.
В заключение можно отметить, что успешное использование инновационных технологий в начальной школе требует как профессионализма и готовности педагога к внедрению новых подходов, так и активного сотрудничества с родителями и образовательным сообществом. Это позволит создать прочную основу для всестороннего развития младших школьников, соответствующего современным требованиям образования.
Список литературы
Алмазова
И.Г.
,
Долгошеева
Е.В
, С. Н.
Числова
С.Н.
Современные технологии начального образования: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 86 с.
Барма
М.О., Романовская И.А.
Использование инновационных технологий в начальной школе
// Территория науки. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-tehnologiy-v-nachalnoy-shkole-1 (дата обращения: 03.10.2024).
Заболотная, С. М. Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС / С. М. Заболотная, С. В. Щербакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 571-573. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42095/ (дата обращения: 03.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат