«Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе детского сада»
Иванникова Лилия Николаевна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №66 « Тополёк»
Сегодня отмечается повышенное внимание науки и практики к вопросам познавательных интересов человека. Изменения в окружающем мире происходят интенсивно и человеку необходимо оставаться в гармонии с ним, применяя усвоенные знания. С самого рождения ребёнок является исследователем окружающего его мира. Поэтому дошкольный период – самый значимый для развития познавательного интереса. Огромную роль при этом играют взрослые, принимающие участие в воспитании и ребёнка. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаёт задача особой важности: добиться того, чтобы каждый ребёнок вырос ,не только стал членом общества и здоровым и крепким человеком, но и, обязательно, инициативным, думающим и способным на творческий подход к любому делу. Дети по своей природе исследователи, они активно стремятся узнать об окружающем его мире как можно больше. Когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам , то усваивается информация прочно и надолго. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской -поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее он развивается. С внедрением ФГОС содержание образовательной области «Познавательное развитие» обращено на формирование у дошкольников именно познавательных интересов, которые во многом зависят от разнообразных видов деятельности, осваиваемые им в совместной работе со взрослым. Это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Познавая окружающий мир, дети стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им, они задумываются о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде. Это объясняется тем, что им присущи наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дошкольникам по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование является одним из методов обучения и развития научных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности они учатся размышлять, наблюдать сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы мышления, внимания ,обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к в школе.
В проведении и организации опытов выделяют несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задача, цель)
2. Решения данной проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Наблюдения.
5. Обсуждение результатов.
6.Вывод. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач: 1. Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; 2. обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей); 3. включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; 4. расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. В дошкольном учреждении проводятся опыты с объектами живой и неживой природы (с насекомыми, растениями, , водой, воздухом, землёй, песком) и конечно, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми использую метод наблюдений. На прогулках наблюдаем за объектами живой и неживой природы. Отмечаются сезонные изменения в природе, и в погоде , и какие происходят случайные эксперименты, когда дети увидели что-то интересное, например, во время прогулки. Также возможно использование игрового метода, который сопровождается в сочетании с другими приёмами: объяснениями, вопросами указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов используются ситуативные беседы, применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения. При проведении экспериментов проводятся наблюдения распознающего характера, где формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями и преобразованием объектов. После экспериментов, обязательно хвалю детей, затем дети самостоятельно наводят порядок на своих рабочих местах. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в группе ДОО является организация развивающей предметно-пространственной среды. В группе должен располагаться уголок по опытно-экспериментальной деятельности, лаборатория. Работа в лаборатории требует соблюдения правил техники безопасности. Каждый педагог может сам составить свод данных правил. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти и речи ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об происходящем, формировать обнаруженные закономерности и делать выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Опытно-экспериментальная деятельность - это увлекательное, интересное и необычное занятие для наших детей старшего дошкольного возраста.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат