ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ АКТИВНОСТЬ И ВНИМАНИЕ ДЕТЕЙ
Пинчук Ольга Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ «Средняя школа № 35 г. о. Макеевка» Донецкой Народной Республики
Аннотация. В статье рассматривается использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе с целью поддержания активности и внимания детей. Описываются основные методы и приемы, способствующие сохранению здоровья школьников, а также даются примеры практического применения этих технологий на уроках. Статья направлена на повышение осведомленности учителей о важности внедрения здоровьесберегающих технологий для создания благоприятной образовательной среды.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, начальная школа, активность детей, внимание, здоровье, образовательная среда.
Здоровьесберегающие технологии играют важную роль в образовательном процессе, особенно в начальной школе, где дети только начинают привыкать к новым условиям обучения. Переутомление, снижение внимания и мотивации – частые проблемы у младших школьников, которые могут негативно сказываться не только на учебных результатах, но и на общем физическом и психоэмоциональном состоянии детей. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий помогает не только поддерживать здоровье детей, но и значительно улучшает качество их обучения.
Одним из ключевых аспектов здоровьесберегающих технологий является создание на уроке атмосферы, способствующей поддержанию активного внимания и интереса детей. Это может быть достигнуто через внедрение разнообразных форм деятельности, которые чередуются между собой, чтобы предотвратить утомление. Например, после теоретической части урока учитель может провести небольшую физкультминутку, во время которой дети выполняют простые упражнения, такие как наклоны, повороты или потягивания. Эти небольшие перерывы помогают не только снять напряжение с мышц, но и перезагрузить мозг для дальнейшего восприятия информации.
Физкультминутки особенно полезны для младших школьников, у которых внимание концентрируется лишь на короткие промежутки времени. Одним из примеров является игра «Оживи букву», в ходе которой дети должны с помощью движений изобразить букву алфавита или цифру. Это упражнение не только развивает воображение и моторику, но и помогает сохранить интерес к материалу.
Значительную роль играют и дыхательные упражнения, которые можно внедрять как элемент расслабления и концентрации. Например, упражнение «Дышим как дерево» учит детей осознанно дышать, представляя, что их легкие наполняются свежим воздухом, как ветви дерева – энергией. Такие упражнения способствуют нормализации дыхания и помогают снять напряжение.
Также важно учитывать эмоциональное состояние детей. Занимаясь с младшими школьниками, учитель должен уделять внимание их настроению и вовлеченности в процесс. Здоровьесберегающие технологии предлагают приемы, которые помогают поддерживать положительный эмоциональный фон на уроках. Одним из таких приемов является использование игр на развитие позитивного настроения. Например, игра «Солнышко» подразумевает, что каждый ученик по очереди говорит комплимент своему соседу или рассказывает, что ему понравилось на уроке. Это способствует развитию дружелюбной атмосферы в классе, поддерживает эмоциональное равновесие и укрепляет отношения между детьми.
Кроме того, учителю важно правильно организовать учебное пространство. Одним из принципов здоровьесберегающих технологий является создание эргономичных условий для обучения. Например, регулярная смена позы учеников на уроке – перемещение от рабочих столов к флипчартам или ковер-самолету – помогает избежать статического напряжения, а также поддерживает концентрацию внимания.
Для поддержания активности и внимания школьников можно использовать и интеграцию игровых элементов в уроки. Один из ярких примеров — это методика «Квест на уроке». Учитель заранее подготавливает задания, которые дети выполняют по мере прохождения урока, а в конце их ждет награда или похвала за выполненные задания. Это метод стимулирует интерес к обучению, так как дети воспринимают процесс как игру, а не как обычную учебу.
Игровые методы также помогают учителю адаптировать уроки под особенности учеников с разным уровнем подготовки. Например, использование ролевых игр или драматизации позволяет детям лучше запомнить материал, связать его с реальными ситуациями, развить коммуникативные и творческие навыки. К примеру, игра «Учитель на один урок» дает возможность ученикам стать «учителем», объясняя остальным новый материал. Это не только закрепляет знания у учеников, но и делает урок более активным и вовлекающим.
Важной частью здоровьесберегающих технологий является индивидуальный подход к каждому ученику. У каждого ребенка свои особенности здоровья и восприятия информации. Учителю важно наблюдать за детьми, учитывать их физическое и психоэмоциональное состояние, чтобы корректировать процесс обучения. В этом контексте регулярные беседы с родителями о состоянии здоровья и самочувствии ребенка помогают учителю своевременно вносить изменения в образовательный процесс, создавая благоприятные условия для развития каждого ученика.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе играют важную роль в поддержании активности и внимания детей. Через физкультминутки, дыхательные упражнения, игровые методы и позитивную эмоциональную среду учитель может эффективно организовать учебный процесс, сохраняя здоровье и благополучие учеников. Применение таких технологий позволяет не только достигать учебных целей, но и формировать у детей позитивное отношение к учебе, создавая основу для их дальнейшего успешного обучения.
Список литературы
Андрианова О.П. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Евразийский научный журнал. 2016. №4.
Аскерова
М.Н. Использование
здоровьесберегающих
технологий в начальной школе // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. №1.
Курбатова А
.
С, Курносова Л
.
В
.
Т
ехнологии
здоровьесбережения
в практике обучения в начальной школе
// Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-3.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат