ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Кондакова Марина Борисовна, преподаватель
ГАПОУ МОК им. В. Талалихина, г. Москва
Аннотация. В статье рассматриваются активные и интерактивные методы преподавания обществознания в системе среднего профессионального образования (СПО) и их роль в формировании личности студента. Особое внимание уделено преимуществам этих методов, их влиянию на развитие критического мышления, коммуникационных навыков, гражданской ответственности и активной жизненной позиции учащихся. Также обсуждаются сложности и возможные пути решения, связанные с внедрением таких методов в образовательный процесс.
Ключевые слова: активные методы, интерактивные методы, обществознание, формирование личности, студенты СПО, критическое мышление, гражданская ответственность.
Современное образование, особенно в системе среднего профессионального образования (СПО), ориентировано не только на подготовку квалифицированных специалистов, но и на формирование всесторонне развитой личности студента. Одной из ключевых дисциплин, которая оказывает значительное влияние на развитие мировоззрения и социальных качеств учащихся, является обществознание. В этой связи использование активных и интерактивных методов обучения приобретает особую актуальность. Такие методы способствуют формированию у студентов не только знаний по обществоведческим дисциплинам, но и необходимых в жизни навыков: критического мышления, умения работать в команде, навыков принятия решений и гражданской ответственности.
Активные методы обучения подразумевают участие студентов в процессе усвоения знаний через самостоятельную работу, обсуждения, дебаты и решение проблемных ситуаций. Одним из таких методов является проблемное обучение, когда перед студентами ставятся задачи, требующие анализа различных точек зрения и поиска решения. В ходе этого процесса студенты учатся не только теоретически осмысливать полученные знания, но и применять их на практике, анализируя актуальные общественные и политические проблемы. Это развивает у них критическое мышление, что является важнейшей компетенцией в условиях информационной перегрузки и быстрого изменения социальной среды.
Интерактивные методы делают акцент на взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем. Одной из наиболее популярных форм интерактивного обучения является дискуссия. Проведение дискуссий на занятиях обществознания способствует активизации учебной деятельности студентов, помогает им выразить собственное мнение, аргументировать его и учитывать точки зрения других участников. Это помогает развить у студентов такие важные социальные компетенции, как коммуникативные навыки и толерантность к различным мнениям. Помимо этого, такие занятия способствуют формированию гражданской ответственности, так как многие темы обществознания непосредственно связаны с общественными и политическими вопросами.
Интерактивные игры, такие как ролевые и деловые игры, также являются мощным инструментом формирования личности студентов. Они моделируют различные социальные ситуации, требующие от учащихся принятия решений и взаимодействия в коллективе.
Активные и интерактивные методы обучения позволяют студентам более полно включиться в образовательный процесс. В отличие от традиционных методов, где преподаватель является основным источником информации, а студенты — пассивными её потребителями, такие методы делают студентов активными участниками процесса. Они сами находят и анализируют информацию, вырабатывают и обсуждают решения, что способствует развитию самостоятельности и ответственности за свои учебные результаты.
Особую роль активные и интерактивные методы играют в формировании гражданской позиции студентов. Обществознание охватывает широкий спектр тем, связанных с политикой, правом, экономикой, культурой и социальными отношениями. Обсуждение таких вопросов через интерактивные формы обучения помогает студентам не просто усваивать теоретический материал, но и вырабатывать свою точку зрения на важные общественные вопросы. Это формирует у них активную гражданскую позицию, развивает чувство социальной ответственности и готовность участвовать в общественной жизни.
Однако, несмотря на очевидные преимущества активных и интерактивных методов, их внедрение в образовательный процесс СПО связано с рядом трудностей. Во-первых, такие методы требуют от преподавателя значительных временных и организационных затрат. Разработка и подготовка интерактивных занятий требуют большего количества времени по сравнению с традиционными лекциями. Преподаватель должен учитывать интересы и уровень подготовки студентов, выбирать актуальные и значимые темы, разрабатывать сценарии занятий и подбирать материалы. Во-вторых, не все студенты сразу готовы к активному участию в процессе обучения. Некоторые учащиеся могут испытывать затруднения при выражении своих мыслей или боязнь публичных выступлений. Для преодоления этих трудностей преподавателю важно создавать атмосферу доверия и взаимоуважения на занятиях, мотивировать студентов к активности и оказывать поддержку на всех этапах учебного процесса.
Вместе с тем, несмотря на сложности, использование активных и интерактивных методов на занятиях обществознания в системе СПО является одним из наиболее эффективных средств формирования личности студентов. Такие методы позволяют не только обеспечить глубокое понимание учебного материала, но и развить у студентов необходимые для их будущей жизни компетенции, такие как критическое мышление, коммуникативные навыки, умение принимать решения и работать в коллективе.
Таким образом, активные и интерактивные методы на занятиях обществознания не только повышают качество усвоения материала, но и способствуют формированию у студентов важных личностных качеств и гражданских компетенций. В условиях современного общества, где востребованы инициативные, ответственные и критически мыслящие специалисты, использование таких методов приобретает особую значимость.
Список литературы
Гилеско
О.Н. Использование интерактивных методов обучения на уроках обществознания // Инновационная наука. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-obucheniya-na-urokah-obschestvoznaniya (дата обращения: 04.10.2024).
Порывкина
, А. А. Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО / А. А.
Порывкина
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 841-844. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15251/ (дата обращения: 04.10.2024).
Рюшина
С.И. Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика // Инновационная наука. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-i-interaktivnyh-metodov-na-urokah-obschestvoznaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-lichnosti-uchenika (дата обращения: 04.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат