ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Осинцева Елена Борисовна, инструктор по физической культуре
ГБОУ города Москвы "Школа № 1591"
Аннотация: Статья посвящена особенностям обучения плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях современной системы образования физическое воспитание детей с особыми потребностями имеет важное значение для их физического и психологического развития. Плавание является одним из наиболее эффективных способов коррекции здоровья детей с ОВЗ, способствуя улучшению их физического состояния, развитию координации и уверенности в себе. В статье рассматриваются методические подходы, учитывающие особенности двигательной активности таких детей, а также методы и приемы, которые могут быть использованы инструктором по физической культуре для эффективного и безопасного обучения плаванию.
Ключевые слова: обучение плаванию, дети с ОВЗ, физическое воспитание, педагогика, методика, коррекция здоровья, инструктор по физической культуре.
Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой сложную, но важную педагогическую задачу. В процессе такой работы инструктор по физической культуре сталкивается с необходимостью учитывать особенности физического, психоэмоционального и когнитивного развития детей с ОВЗ, а также применять специфические методические подходы, направленные на достижение максимально возможного уровня физического и социального развития.
Плавание, как один из видов физической активности, оказывает положительное воздействие на организм детей. Оно способствует развитию мышц, улучшению координации, укреплению сердечно-сосудистой системы и дыхательной функции, а также оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Для детей с ОВЗ плавание может стать не только важным инструментом физической реабилитации, но и эффективным способом социализации, улучшения самооценки и уверенности в себе. Однако для достижения положительных результатов требуется учет специфики таких детей и применение индивидуализированного подхода.
В первую очередь, важно понимать, что дети с ОВЗ могут отличаться друг от друга по характеру и степени выраженности ограничений. Например, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии) требуют специфического подхода в обучении плаванию, так как их двигательную активность необходимо адаптировать с учетом ограничений в подвижности и координации движений. Дети с нарушениями слуха или зрения, в свою очередь, требуют других методов взаимодействия, включая жестовую или тактильную коммуникацию. Важно, чтобы инструктор по физической культуре знал и понимал индивидуальные особенности каждого ребенка, чтобы занятия были максимально эффективными и безопасными.
Одной из важнейших задач инструктора по физической культуре является создание комфортной и безопасной среды для детей с ОВЗ. Это касается как физической среды — бассейна, так и психологической атмосферы. Плавание должно быть увлекательным, а не стрессовым процессом, что особенно важно для детей, у которых есть определенные трудности в физическом развитии или взаимодействии с окружающим миром. Создание доверительных и поддерживающих отношений с ребенком, использование положительного подкрепления, а также четкое соблюдение инструкций — все это способствует развитию уверенности в себе и повышению мотивации к обучению.
Методические подходы к обучению плаванию детей с ОВЗ включают использование адаптированных упражнений, которые соответствуют возможностям ребенка. Важно помнить, что нагрузка должна быть индивидуально подобрана в зависимости от физического состояния ребенка, а сам процесс должен быть деликатным и постепенным, чтобы не перегрузить детей и избежать травм. Обучение плаванию для детей с ОВЗ часто начинается с упражнений на укрепление основных движений, таких как дыхание, поддержание на воде, освоение основных техник, таких как «на спине», «на груди». Работа с такими детьми может включать использование различных аксессуаров, таких как надувные круги, пояса, устройства для удержания на воде, которые помогают детям чувствовать себя более уверенно.
Однако важно помнить, что плавание — это не только физическая активность, но и процесс социальной интеграции. Важно привлекать детей с ОВЗ к коллективным играм и занятиям, чтобы они чувствовали себя частью группы. Плавание в группах помогает детям социализироваться, учиться работать в команде, взаимодействовать с детьми без ограничений, что в свою очередь способствует их развитию. Инструктор по физической культуре должен быть готов к работе с разными детьми, сочетая индивидуальные и групповые методы работы, чтобы развить у каждого ребенка чувство принадлежности к группе и уверенности в своих силах.
Следует отметить, что обучение плаванию детей с ОВЗ может иметь не только физическую, но и психоэмоциональную направленность. С каждым успешным выполнением задания ребенок получает положительное подкрепление, что способствует росту уверенности в себе. Дети, которые не могли раньше выполнять какие-либо физические действия, теперь могут проделывать их в воде, что вызывает у них радость и удовлетворение от преодоления своих ограничений. Этот процесс может стать основой для формирования у ребенка положительной самооценки, а также чувства гордости за себя и свои достижения.
Особое внимание следует уделять безопасности детей с ОВЗ на занятиях плаванием. Инструктор по физической культуре должен быть обучен методам первой помощи, а также уметь быстро и адекватно реагировать на возможные аварийные ситуации. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата или другими ограничениями необходимо предусмотреть дополнительные меры предосторожности, такие как использование специальных устройств для поддержки на воде, а также адаптированное оборудование для более безопасного перемещения по бассейну.
Важным аспектом является и сотрудничество с медицинскими специалистами, которые могут дать рекомендации по проведению занятий для детей с конкретными заболеваниями. Совместная работа инструктора по физической культуре с педагогами, медицинскими работниками, а также с родителями помогает создать комплексный подход к обучению плаванию и обеспечению здоровья детей.
Подводя итог, можно утверждать, что обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья — это сложный, но крайне важный процесс, способствующий улучшению здоровья, физической и психологической адаптации детей, а также развитию их уверенности в себе и социализации. Плавание помогает развить физические навыки, улучшить общую физическую форму, а также формировать осознанное отношение к своему здоровью. Важно помнить, что индивидуальный подход, терпимость, создание позитивной атмосферы и использование адаптированных методов — это ключ к успеху в работе с детьми с ОВЗ.
Список литературы
Власова, Л. В. Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. В. Власова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89617/ (дата обращения: 03.10.2024).
Колосова Е.В. Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Е.В. Колосова. – Саратов: «Издательский центр», «Наука», 2020. – 58 с.
Фетисов А
.
М
.
Особенности обучения плаванию детей с ограниченными возможностями разных нозологических групп // Социально-экономические явления и процессы. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-plavaniyu-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-raznyh-nozologicheskih-grupp (дата обращения: 03.10.2024).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат